| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> Согласно предписаниям Закона о безопасности для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формируются или образуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Кроме того, для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (см. чч. 2 и 3 ст. 4). В ч. 3 ст. 12 Закона о безопасности изложено очередное важное положение, согласно которому органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства (в частности, оперативные подразделения всех уполномоченных на то Федеральным законом субъектов) действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Это означает, что законодатель разрешил использование рядом государственных органов исполнительной власти специальных сил и средств, т.е. предоставил им право на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Вторая подгруппа включает законодательные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие группы общественных отношений, возникающих в оперативно- розыскной деятельности и в связи с ней. В частности, в данную подгруппу включены: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР', Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О
государственной тайне»2, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об
информации, информатизации и защите информации»3, Федеральный закон «О
прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 1995 г.)4 и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР содержит, в частности, положение, согласно которому на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (см. ч. 1 ст. 118). Кроме того, УПК РСФСР регламентирует работу по розыску лиц, совершивших преступления. В соответствии с Законом о государственной тайне к последней могут быть отнесены в установленном порядке сведения в области оперативно-розыскной деятельности (см. п. 4 ст. 5): о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этой деятельности, также данные о ее финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; о методах и средствах защиты секретной информации и др. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» изложены предписания об информации о гражданах (персональных данных), порядке доступа граждан и организаций к информации о них, целях защиты и защите информации, защите права на доступ к информации и др. (см. ст. ст. 11, 14, 20, 21 и 24). Например, согласно ст. 11 «Информация о гражданах (персональные данные)» персональные данные (т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность) относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (см. ч. 1). Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения
имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и
свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Согласно предписаниям ч. 1 ст. 2 «Цели и направления прокурорской деятельности» Федерального закона о прокуратуре, прокуратура осуществляет надзор за «исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность». А в ст. 29 «Предмет надзора» гл. 3 «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» отражено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Нормами Федерального закона о государственной защите судей предписано,
что в целях реализации предусмотренных в ст. 5 «Виды мер безопасности» мер
безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке,
установленном оперативно-розыскным законом, (см. комментарий к ст.ст. 12 и Третья подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых
регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в
оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: В Таможенном кодексе, в гл. 36 «Оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов Российской Федерации» изложены некоторые общие правила
оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных
органов, а в гл. 37 «Контролируемые поставки» — достаточно конкретные
правила осуществления контролируемой поставки (см. п. 18 комментария к ст. Согласно УИК РФ (ст. 84 «Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях») в исправительных учреждениях в соответствии с законодательством России осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (см. ч. 1}. Эта оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции (см. ч. 2). Закон о частной детективной и охранной деятельности содержит предписание, запрещающее частным детективам совершать любые оперативно- розыскные действия (см. ч. 3 ст. 1). В Законе о Государственной границе изложено, что органы и войска ФПС В п. 14 ст. 11 «Права федеральных органов налоговой полиции» Закона о федеральных органах налоговой полиции предусмотрены элементы порядка проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативное внедрение (см, п. 17 комментария к ст. 6). В Федеральном законе о связи установлены правила взаимодействия предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Так, предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, операторы связи, действующие на территории Российской Федерации, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (см. ч. 1 ст. 14). Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 14, в случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Предписаниями ч. 7 ст. 34 «Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор
за ними» Федерального закона о содержании под стражей предусмотрено, что «в
местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения
и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в
порядке, предусмотренном законом». В ч. 3 ст. 20 «Переписка» этого Особый вид третьей подгруппы состоит из законодательных актов,
закрепляющих компетенцию государственных органов на осуществление
оперативно-розыскной деятельности и отчасти дублирующих предписания,
изложенные в ст.ст. 13—15 Федерального закона (см. комментарий к ст. 13). Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими изменениями)'. Например, в п. 16 ст. 11 указано, что милиция вправе осуществлять оперативно-розыскные меры; Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»3, согласно
которому учреждениям, исполняющим наказания, предоставлено право Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»4; Закон о Государственной границе. Данным Законом органы и войска ФПС Закон о федеральных органах налоговой полиции (см. ст.ст. 10. 11 и др.); Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (см. ст. 10 и др.)5; Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»'; Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»2. В нем предусмотрено, что федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны вправе осуществлять оперативно- розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности (см. и. 2 ст. 15). Анализ соответствующих нормативных предписаний данной группы позволяет сделать вывод о том, что отдельные из содержащихся в них норм вступают в коллизии с аналогичными нормативными правилами Федерального закона. В данной связи полагаем, что при возникновении на практике затруднений следует руководствоваться предписаниями Федерального закона как нормативного правового акта, специально предназначенного для регулирования оперативно-розыскной деятельности. Что же касается не соответствующих ему тех или иных правил, содержащихся в иных законодательных актах, то они требуют законодательного изменения или уточнения. К четвертой группе актов относятся иные, кроме законов, нормативные
правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются: акты Президента Российской Федерации; акты представительного и законодательного органа Российской Федерации В настоящее время Президентом Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные акты, в той или иной мере регламентирующие правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности: О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной
власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического
экстремизма в Российской Федерации. Указ Президента от 23 марта 1995 г. О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства,
реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления
услуг в области шифрования информации. Указ Президента от 3 апреля 1995 г. Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Указ Президента от 12 июля 1995 г. Ли 673; Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Утвержден Указом О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Указ Президента от 9 января 1996 г. № 21; О мерах по усилению борьбы с терроризмом. Указ Президента от 7 марта О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента о№ 18 апреля 1996 г. № 567; Вопросы Службы Безопасности Президента Российской Федерации. Указ Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ В частности, согласно Перечню сведений, отнесенных к государственной
тайне, к таковым в области оперативно-розыскной деятельности относятся:
сведения, раскрывающие ее силы, средства, методы, планы и результаты, а
также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают
перечисленные сведения; сведения, о лицах, сотрудничающих или
сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность (см. п. 82); сведения, раскрывающие
принадлежность конкретных лиц к подразделениям по борьбе с организованной
преступностью, а также проводимые ими оперативно-поисковые и оперативно-
технические мероприятия (см. п. 83). Согласно Указу Президента Российской Правительством Российской Федерации приняты следующие нормативные акты, в той или иной мере регламентирующие различные правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности и в связи с ее осуществлением: Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации. Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью. Утверждено О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Постановление Правительства от 4 сентября 1995 г. № 870; Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети
почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения. Постановление О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на Об утверждении положения о лицензировании деятельности физических и
юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной
деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией,
приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее
пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных,
приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации,
и перечня видов специальных технических средств, предназначенных О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите. Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола. Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих. Во-первых, это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность. Данную группу нормативных правовых актов можно условно «разбить» на акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, закрытый Среди совместных ведомственных нормативных правовых актов назовем следующие: Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)
органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для
пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп[9]; межведомственная Инструкция об основах организации и тактики проведения
соответствующих технических мероприятий, объявленная совместным приказом Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июня 1994 г. № 31; Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступления. Приказ Генерального прокурора от 21 февраля 1995 г. №70; О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров
специализированных прокуратур. Приказ Генерального прокурора от 9 апреля Положение о управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности. Утверждено Генеральным прокурором 9 августа 1996г.; Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Приказ Генерального прокурора от 9 августа 1996г. № 48 и др. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|