реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


p> Лицензиат не имеет права без разрешения заказчика — органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или иностранного партнера рекламировать производимые или реализуемые им специальные технические средства.

Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуществляют органы федеральной службы безопасности с привлечением в необходимых случаях органов внутренних дел и других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. За осуществление деятельности, связанной со специальными техническими средствами, без лицензии либо с нарушением ее условий виновные в этом несут ответственность (см., например, ч. 3. ст. Л
38 УКРФ).

26. В соответствии с предписаниями ч. 8 комментируемой статьи постановлением Правительства Российской Федерации № 770 установлен
«Перечень видов специальных технических средств, предназначенных дня негласного получения информации в процессе осуществления оперативно- розыскной деятельности». Он предусматривает специальные технические средства для негласного: получения и регистрации акустической информации; визуального наблюдения и документирования; прослушивания телефонных переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и документов; проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; проведения идентификации личности.

Статья7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

(1) Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела,

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность.

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

1. Статья заменила ст. 7 «Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий» ранее действовавшего оперативно-розыскного закона. Основные изменения состоят в следующем: расширен перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. подп. 2 п. 2 и п. 5ч. 1, п. 5 ч. 2); изменен ряд конкретных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в частности, по выполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (ранее запросы выполнялись при наличии договоров о правовой помощи; теперь — в соответствии с международными договорами Российской
Федерации); улучшено технико-юридическое оформление изложенных в статье предписаний.

2. Цель статьи — в систематизированном виде представить предписания о всех имеющихся законных основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В данной связи нельзя не отметить то обстоятельство, что в комментируемой статье по существу отсутствует важнейшее основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, то, которое предопределяет предупредительный, поисковый характер оперативно-розыскной деятельности.
Без которого все без исключения оперативно-розыскные мероприятия, согласно предписаниям ч. 1 ст. 7, обязаны проводиться с заранее заданным опозданием, а решение задач и достижение цели оперативно-розыскной деятельности выглядит достаточно проблематично. Речь идет о явной недостаточности фиксации в оперативно-розыскном законе только группы оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий исключительно в связи с наличием «ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений» о ряде деяний, событий и лиц (см. п. 2 ч. 1).
Возникает законный вопрос: как «сведения» стали известны субъекту оперативно-розыскной деятельности без совершения соответствующего оперативно-розыскного действия? ведь согласно предписаниям комментируемой статьи их наличие не следствие (результат) осуществления оперативно- розыскных мероприятий [действий), а первичное основание для их проведения.
Полагаем, что необходимо предусмотреть в Федеральном законе предписание о соответствующем основании. Такое предписание сняло бы имеющееся противоречие и нормативно закрепило практическую необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий так называемого поискового характера.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу законодателя должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность.
Однако наличие значительного пробела законодательного регулирования (см. п.
2 настоящего комментария) не позволяет нам так утверждать.

4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного уяснения ее содержания и применения содержащихся в ней правил требуется руководствоваться предписаниями не только и не столько Федерального закона, сколько нормами ряда российских законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правилами соответствующих международных договоров России
(см. ид. 6—8, 10,11 и 13 комментария к настоящей статье).

5. Под основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий в
Федеральном законе понимаются поводы к началу оперативно-розыскной деятельности. Указанные в ст. 6 оперативно-розыскные мероприятия могут проводится лишь при наличии: фактических оснований, т.е. выработанной практикой и закрепленной в ведомственных актах совокупности сведений о признаках действий и событий, входящих в предмет оперативно-розыскной деятельности и юридических оснований, т.е. наличия в законе указания о возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности при наличии соответствующего круга признаков. В оперативно-розыскной практике фактические основания иногда определяют через достаточность данных для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

6. Наличие возбужденного уголовного дела, поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве дела (см. пп. 1 и 3 ч. 1 комментируемой статьи), является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий вне зависимости от того, кто его возбудил: следователь, прокурор, судья или орган дознания. Порядок и основания возбуждения уголовного дела определены в ст.ст. 108, 112 и др. УПК РСФСР.

Если уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, могут их проводить только при наличии данного им соответствующего письменного поручения или указания (см. ч. 2 ст. 14). В этом документе излагаются (в необходимом для выполнения поручения объеме) обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор конкретного оперативно-розыскного мероприятия — дело работников, его осуществляющих.

Поручение или указание следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий направляется тому органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, в предмет ведения которого входит осуществление оперативно- розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и раскрытия соответствующих общественно опасных деяний[22].

Исходя из этого следователи могут давать оперативным подразделениям этих органов поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий только делам, входящим в предмет их ведения.

В то же время необходимо учитывать, что исходя из положений, закрепленных в п. 1 ст. 117 УПК РСФСР, органы милиции являются органами дознания общей компетенции и они могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению, выявлению, пресечению и раскрытию и тех преступлений, производство предварительного следствия по которым является исключительной прерогативой следователей органов прокуратуры.

Полученные в итоге таких мероприятий данные передаются следователю, прокурору или судье, естественно, с соблюдением указанных в законодательстве условий, прежде всего связанных с необходимостью соблюдения конституции.

Поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда могут выступать в качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий только в том случае, если они даны по уголовным делам, находящимся в их производстве. При выполнении в соответствии с ч. 3 ст. 132 УПК РСФСР следственного поручения, рассмотрении гражданского дела, проведении доследственной проверки соответствующие органы не вправе требовать осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

7. Указанные в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи основания для производства оперативно-розыскных мероприятий связаны с решением органами дознания (являющимися одновременно и органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность) закрепленной в ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР задачи обнаружения преступлений и лиц их совершивших.

Как правило, источниками сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, являются (см. п. 1 настоящего комментария): анализ и оценка оперативной обстановки; изучение образа жизни лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению преступлений; рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений; анализ материалов уголовных дел, сообщений средств массовой информации и др.; результаты оперативно-розыскных мероприятий; итог деятельности других государственных органов (например, СВР России, контролирующих органов, вскрывших, например, перевод крупных сумм денег в зарубежные банки) и т. д. Причем на практике сведения о подготавливаемых или совершающихся преступлениях, являющиеся основанием для осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, как правило, получают из различных источников и окончательное решение принимается только после их всестороннего рассмотрения и оценки.

8. Основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях реализации полномочий органов обеспечения безопасности Президента,
Председателя Правительства, председателей Совета Федерации и
Государственной Думы, председателей Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного Судов и Генерального прокурора России в соответствии с
Федеральным законом «О государственной охране» выступают положения подл. 1 и 2 п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона (т.е. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации).

9. Поступившие в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов в рамках определенных соответствующими законодательными актами полномочий выступают них основаниями проведения ими соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Такие данные могут поступить из официальных источников, от других государственных, в том числе и правоохранительных, органов либо могут быть получены при оперативно-розыскных мероприятий по другим основаниям.

10. Запросы других российских органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье, также выступают в качестве поводов для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такие запросы направляются в порядке, предусмотренном межгосударственными или межведомственными соглашениями (договорами).
Например, основой для взаимодействия органов безопасности и таможенных органов в настоящее время служит Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между ГТК России и ФСК России от 24 августа 1994 г. В соответствии с ним органы безопасности и таможенные органы: осуществляют взаимодействие между собой на территории Российской Федерации; своевременно обмениваются информацией о готовящихся операциях по методу контролируемой поставки наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов и при необходимости проводят их совместно, а в необходимых случаях проводят в интересах друг друга оперативно-розыскные мероприятия.

11. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц также выступает основанием дня проведения созданными в соответствии с
Федеральным законом о государственной защите специализированными подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны и федеральных органов налоговой полиции оперативно-розыскных мероприятий.

Постановление о государственной защите может быть вынесено только в отношении указанных в законе категорий лиц[23].

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. Применение мер безопасности возлагается: в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких — на органы внутренних дел; в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, а также их близких — на указанные органы соответственно; в отношении должностных лиц органов государственной налоговой службы и федеральных органов налоговой полиции, а также их близких — на федеральные органы налоговой полиции.

В целях выполнения функций по обеспечению безопасности в этих органах созданы специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются: заявление указанного лица; обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны; получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления. При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности. Такое постановление является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий только для подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц. Другие подразделения могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения защиты только по запросам специализированных подразделений.

Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, порядок взаимодействия с другими подразделениями определяется ведомственными нормативными актами.

12. Органы Российской Федерации на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России могут проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Российские органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют с соответствующими органами других государств на основании двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о взаимодействии в борьбе с преступностью (см. п. 7 комментария к ст. 4 и п. 18 комментария к ст. б).

Проводимые по запросам международных правоохранительных органов или правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством
России. Если необходимо проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, то соответствующее разрешение необходимо испрашивать у судьи по месту его проведения.

13. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основания оперативно- розыскных мероприятий, проводимых в цепях обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при принятии соответствующих решений.

Часть 7 ст. 8 запрещает в этих целях (кроме обеспечения собственной безопасности — см. п. 5 ч. 2 настоящей статьи) проводить обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (см. пп. 8— 11 ч. 1 ст. 6).

В соответствии с Законом о государственной тайне допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных мероприятий.

Объем проверочных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью их проведения является выявление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с законом в качестве таковых могут выступать: признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него не снятой судимости за эти преступления; наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности России; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Оперативно-розыскные мероприятия также могут проводится в целях выяснения изложенных в ст. 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности оснований, препятствующих выдаче лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью. В качестве таковых выступают недостижение лицом двадцати одного года, наличие у лица психического заболевания, алкоголизма или наркомании; наличие судимости за совершение умышленного преступления; предъявление обвинения в совершении преступления
(до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); увольнение с государственной службы из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; служба в правоохранительных органах, связанная с осуществлением контроля за частной детективной (охранной) деятельностью, если со дня увольнения не прошел год, и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.