| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> (7) Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (8) Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для
негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-
розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской 1. Статья заменила собой ст. 6 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные позитивные изменения состоят в следующем: уточнен перечень оперативно-розыскных мероприятий; конкретизировано правило, согласно которому перечень оперативно- розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом; сведен к рациональному минимуму круг субъектов, непосредственно использующих оперативно-технические силы и средства; установлен запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом физическими и юридическими лицами, а также определены правила, устанавливающие перечень и порядок применения указанных средств; уточнена структура статьи (вместо шести частей стало восемь), а также проведена ее редакционная «чистка», что в определенной мере улучшило технико-юридическое оформление изложенных в ней предписаний. Вместе с тем в текст статьи внесены изменения спорного характера. В частности, изъято предписание о проведении оперативно-розыскных мероприятий только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач, указанных в законе (прежде всего — совершая уголовно-процессуальные действия). Его ликвидация устранила факт официально признанной иерархии, в которой оперативно-розыскная деятельность законодателем признавалась вспомогательной относительно как уголовно-процессуальной, так и любой иной гласно проводимой представителями государства работы, направленной на борьбу с преступностью. Кроме того, в статье не сделано прямого указания на то, что внесенные
новым федеральным законом в перечень оперативно-розыскных мероприятий
изменения вступают в силу только после их включения в комментируемый 2. Цель статьи — системное изложение предписаний, определяющих перечень оперативно-розыскных мероприятий, а также устанавливающих элементы порядка их проведения. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает по существу всю оперативно-розыскную деятельность, так как она может проводиться только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» (см. ст. 1). 4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения ее содержания и применения содержащихся в ней правил, требуется руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных нормативных правовых актов (см. комментарий к настоящей статье). 5. В комментируемой статье содержится перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут осуществляться для решения задач оперативно- розыскной деятельности. Под оперативно-розыскным мероприятием понимается проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности (см. также комментарий к гл. III). В оперативных документах, отражающих основания, ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, их наименование должно соответствовать положениям закона. Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с
задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной
подготовкой, организацией взаимодействия с рядом российских и иностранных
государственных органов или проведение которых связано с опасностью для
жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления
общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках
специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами
действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного
мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемая поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей определяется приказами руководителей ведомств, наделенных правом осуществления оперативно- розыскной деятельности. Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением требований секретного делопроизводства (см. комментарий к ст. 10). Результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются, как правило, оперативным работником его проводившим, справкой и (или) рапортом. В них отражаются ход, результаты, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также указываются лица, которые участвовали в их осуществлении. Кроме того, в целях обеспечения доказательств целесообразно указывать, в частности, данные (фамилия, место жительства и т. д.) тех лиц, которые могли независимо наблюдать за ходом интересующего правоохранительные органы события, или же те объекты материального мира, на которых могли отразиться его следы. К справкам и (или) рапортам могут прилагаться в качестве приложений документы, полученные в процессе оперативно-розыскного мероприятия, фотодокументы, аудио-, видеопленки и т. д. Справка, как правило, является документом внутреннего обращения, где наряду с результатами, отражаются сведения об организации и тактике проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Рапорт как документ, содержащий фактические данные, подтверждающие или исключающие наличие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, может в соответствии с правилами ст. 11 Федерального закона представляться в органу дознания, следователю или в суд, а также, при их соответствии требованиям ст.ст. 69, 88 и др. УПК РСФСР, использоваться в доказывают по уголовным делам. 6. Опрос граждан — получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Организует опрос, как и любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник. Но его непосредственное осуществление возможно как лично им, так и по его заданию гражданином, оказывающим содействие в проведении оперативно-розыскной деятельности. В процессе разговора интересующие оперативного сотрудника вопросы могут задаться «в открытую» или маскироваться. Возможно также использование специальных приемов выведывания. Но в любом случае участие в беседе опрашиваемого гражданина может быть только добровольным. Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке, сселяемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться аудиопленки с записью разговора, даваемых опрашиваемым объяснений, которые, однако, уголовно-процессуальных последствий не несут. Опросы могут проводиться конфиденциально. Причем инициатива об этом
может исходить как от оперативного работника, так и от опрашиваемого лица. Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие и его нельзя отождествлять с процессом получения сведений от лица, осуществляющего по заданию правоохранительных органов наблюдение за конкретными лицами или событиями. Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его осуществлении в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут использоваться открыто или с соблюдением мер конспирации технические средства. Успех опроса во многом зависит от подготовки к нему, которая складывается из: определения целей опроса; ознакомления с имеющимися данными о личности опрашиваемого; прогнозирования возможной его реакции на беседу; определения места и поводов для беседы; уяснения вопросов и очередности их постановки; планирования возможных направлений использования полученной информации и т. д. 7. Наведение справок — это получение необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности данных от предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти или местного самоуправления, общественных организаций и граждан. Чаще всего справки получают из криминалистических, оперативных и других учетов и информационных систем правоохранительных органов, а также из пофамильных картотек, дактилоскопических учетов, картотек неопознанных трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по внешним признакам (фотоальбомы) и по способу совершения преступления, учеты похищенных и утраченных паспортов и др.[14] На основании международных двух- или многосторонних соглашений правоохранительные органы Российской Федерации могут обращаться в соответствующие органы других государств с просьбой о наведении справок на территории запрашиваемого государства. При наведении справок необходимо иметь в виду, что законодательством РФ); врачебная (медицинская) тайна (см. ст. 61 и ч. 3 ст 35 Основ
законодательства Российской федерации «Об охране здоровья граждан»; ст. 9 Содержание этих тайн различно. Например, ст. 26 Закона «О банках и В свою очередь содержание такого аспекта личной тайны, как врачебная В случае необоснованного разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, причем не только медицинскими и фармацевтическими работниками, но и иными лицами, которым эти сведения были переданы на законном основании, они несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и в соответствии со ст. 137 УК РФ уголовную ответственность. Положения этой статьи распространяются и на сотрудников правоохранительных органов. Полномочия государственных органов по добыванию информации ограничиваются стоящими перед ними задачами и определяются в федеральных законах, регулирующих их деятельность (о милиции, об органах федеральной службы безопасности, о федеральных органах налоговой полиции и т. п.). На основании ст.ст. 23 и 25 Конституции и названных выше федеральных законов их подразделения осуществляют сбор и хранение информации только в целях обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, а также решения других отнесенных законом к их полномочиям задач. Наряду с отмеченным оперативным работникам, обращаясь при наведении
справок к должностным лицам или гражданам о предоставлении информации,
нужно иметь в виду, что некоторые категории лиц должны хранить в тайне
определенные сведения и законодатель не делает специальных оговорок об их
обязанности сообщать правоохранительным органам интересующие последних
данные. К их числу относятся, в частности, священнослужители, журналисты,
адвокаты, нотариусы и некоторые другие. Поэтому, испрашивая у
соответствующих должностных лиц интересующие оперативно-розыскные
подразделения сведения, необходимо подчеркивать, что вынужденное
ограничение конституционного права определенного гражданина на тайну личной
жизни осуществляется на основании конкретных положений Федерального закона. Наведение справок может осуществляться как путем непосредственного
обращения оперативного работника в организации, учреждения, к должностным
лицам или гражданам, так и путем направления письменных запросов. В
последнем случае необходимо указывать: к кому адресован запрос; фактические
основания (событие и факт, в отношении которого осуществляется проверка);
юридические основания (пункт, часть, статья соответствующего закона,
закрепляющего право субъектов оперативно-розыскной деятельности обращаться
с запросами); требуемые сведения и исходные данные, необходимые для их
поиска; адрес, куда необходимо направить ответ; телефон и фамилию
исполнителя запроса для возможных справок. Исходящий запрос подписывается
должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, а также должен иметь исходящий номер и дату. Результаты этого оперативно-розыскного мероприятия оформляются справкой
и (или) рапортом оперативного работника, его осуществляющего. В них
указывается в связи с чем, где и при каких условиях наводилась справка. 8. Сбор образцов для сравнительного исследования — это осуществляемые в процессе оперативно-розыскной деятельности действия по обнаружению и изъятию в целях идентификации предметов, сохранивших следы преступления, либо служивших объектами преступных посягательств, либо могущих служить средством к обнаружению общественно опасного противоправного деяния и лиц, к нему причастных. Сбор образцов, проводимый субъектами оперативно-розыскной деятельности,
необходимо отличать от проводимых в рамках административных полномочий
органов милиции (см. п .25 ст. 11 Закона о милиции), таможенных органов Сбор таких предметов может осуществляться любыми не запрещенные законами и не создающими опасности для жизни, здоровья людей и экологической безопасности способами. К его осуществлению могут привлекаться специалисты и использоваться различные технические средства. Сбор таких образцов в ходе оперативно-розыскной деятельности до
возбуждения уголовного дела осуществляется в целях идентификации
подозреваемых лиц и решения в последующем вопроса о их причастности к
совершенному преступлению. О проведенном сборе образцов составляется
справка или (и) рапорт, в котором наряду с общими данными указываются
условия, при которых происходил сбор образцов, применяемые при этом
технические средства и их характеристики, вид упаковочного материала,
дается описание вещества, образцы которого изъяты, и в обязательном порядке 9. Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе оперативно-
розыскной деятельности закупка товаров, предметов или веществ в целях
проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или
предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения,
сбыта и т. п. предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен Проверочную закупку могут осуществлять непосредственно оперативные работники или по их заданию лица, оказывающие им содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с ч. 5 ст. 8 проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Проверочную закупку, осуществляемую субъектами оперативно-розыскной деятельности, необходимо отличать от проводимой органами налоговой полиции в рамках их административных полномочий контрольной проверки после проверки, проведенной налоговыми органами (см. п. 3 ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции). При проведении проверочной закупки могут использоваться технические средства для фиксации за ее ходом, а также специальные окрашивающие средства (см. ст. 14 Закона о милиции). О результатах проведения проверочной закупки должностное лицо органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, составляет рапорт и По существу проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи, совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (см. ст. 170 и гл. 30 ГК РФ). Это обстоятельство нужно учитывать при планировании рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия и при гражданско- правовой оценке возможных последствий, так как его проведение в ряде случаев требует значительных финансовых средств, которые необходимо возмещать. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|