| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> В частности, в приказе № 48 содержатся следующие положения: прокуроры, уполномоченные надзирать за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности, должны иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом (см. п. 7); при осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. п. 2); уполномоченные прокуроры вправе требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно- служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета (см. п. 4); прокурорам надлежит использовать определенные законом методы прокурорского надзора и, в частности, опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность (см. подп. «е» п. 5). Необходимо отметить, что нормативные правовые акты данной группы
источников правового регулирования оперативно-розыскной деятельности,
затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие
межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Шестую, или особую, группу источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности составляют следующие акты и документы. Во-первых, самостоятельную группу нормативных источников правового
регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности
составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых
институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных
регулировать специфические оперативно-розыскные отношения[10], однако в
силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном
порядке реализуемых в оперативно-розыскной деятельности: а) Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (с изменениями и
дополнениями); б) Законы Российской Федерации: «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с
последующими изменениями)2; «О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Во-вторых, к источникам правового регулирования оперативно-розыскной
деятельности относятся некоторые акты международно-правового характера. Данная группа источников включает: международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята 10 декабря 1984г.); Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» (принята в 1988 г.); Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения (Резолюция Кроме того, Содружеством Независимых Государств (СНГ) 22 января 1993 г. принята Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (далее — Конвенция)[11]. На изложении ее отдельных положений остановимся особо. Согласно Конвенции правоохранительные органы государств — участников СНГ вправе в обоюдных интересах оказывать (получать) правовую помощь по расследуемым уголовным делам посредством проведения как уголовно-процессуальных, так и иных действий (включая оперативно-розыскные). Руководствуясь ст. 5 Конвенции, органы предварительного расследования (по их поручениям и оперативные подразделения) по запросам определенного участника Конвенции проводят уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и иные действия, не требующие санкции прокурора или судебного решения (допросы, осмотры, выемки, установление места жительства лица и др.). Такие контакты проводятся через центральные органы соответствующего ведомства-исполнителя. Вместе с тем контакты участников Конвенции по вопросам выдачи лиц, уголовного преследования и исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора (судебного решения) с учетом предписаний ст. 80 Конвенции, осуществляются через Генеральную прокуратуру или Верховный Суд конкретного участника Конвенции. Подвидом данной группы правовых источников оперативно-розыскной деятельности являются акты, заключенные отдельными правоохранительными органами России с аналогичными органами государств — участников СНГ (группы государств). Такими актами являются: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых
государств в сфере борьбы с преступностью (заключено на совещании министров
внутренних дел независимых государств в Алма-Ате 23—24 апреля 1992 г.)[12]. Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (совершено в г. Чолпон-Ата Республика Кыргызстан 3 августа 1992 г.). В частности, Стороны обязались в интересах предупреждения, раскрытия и расследования преступлений безвозмездно предоставлять друг другу по запросам имеющиеся у Сторон сведения в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах (см. ст. 1); Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в
борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по
технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с
организованной преступностью (совершено в Ашгабате 17 февраля 1994 г.). Кроме того, МВД РФ заключило двусторонние соглашения с отдельными зарубежными правоохранительными органами, в которых, наряду с другими, предусмотрены положения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности. В частности, к ним относятся следующие: Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Наряду с этим Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров и соглашений (в том числе с сопредельными государствами). Во-первых, это соглашения по пограничным вопросам. Как правило, в них предусмотрены правила совместного осуществления оперативно-розыскной деятельности российскими пограничниками и пограничниками соответствующего государства. Среди этих соглашений назовем следующие: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о
статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о
статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Грузия, от 3 февраля 1994г.; Соглашение между Пограничными войсками Российской Федерации и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 3 августа 1994 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ от 21 октября 1994 г.; Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о совместной
охране государственной границы Туркменистана и статусе военнослужащих Во-вторых, это двусторонние договоры о правовой помощи (в том числе по уголовным делам). Среди таких договоров отметим следующие: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Применяя на практике указанные правовые источники, следует иметь в виду, что в соответствии с правилами ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории России непосредственно'. В ином случае наряду с международным договором Российской Федерации необходимо применять соответствующий национальный (внутригосударственный) нормативный правовой акт, принятый для реализации положений конкретного международного договора2. В-третьих, рядом государственных органов принимаются специальные документы, которые предназначены разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-розыскной деятельности. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял следующие акты, содержащие толкование тех или иных аспектов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности: О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23 и 25 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации
при осуществлении правосудия. Постановление Пленума Верховного Суда от 31
октября 1995 г. № 8. В этом постановлении обращено внимание судов на то,
что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции не могут применяться законы, а также
любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности
человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего
сведения (см. п. 6). Поскольку ограничение права гражданина на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
согласно ч. 2 ст. 23 Конституции допускается только на основании судебного
решения, то в соответствии с Федеральным законом проведение оперативно-
розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права
граждан, ' может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по
которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах,
подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по
которому производство предварительного следствия обязательно; о ?, событиях
или действиях, создающих угрозу государственной, военной, ; экономической
или экологической безопасности Российской Федерации (см. абз. 1 п. 14). Назовем еще один аналогичный документ. Им является письмо Минфина 8. О понятии «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность» см. комментарий к ст. 13. 9. Применительно к пониманию содержания законодательства Российской 10. Нормативный правовой акт (см. ч. 1 комментируемой статьи) — это официальный письменный акт-документ правотворчества компетентного органа, выражающего волю государства, содержащий правовые нормы. Нормативный правовой акт федерального органа государственной власти — есть юридический акт одного из органов законодательной, исполнительной или судебной власти Российской Федерации (см. п. 3 комментария). Нормативный акт органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (см. ч. 2 комментируемой статьи), — юридический акт подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового акта управления), которым конкретизируются нормы, содержащиеся в законодательных актах, регламентирующие общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности. 11. О понятии «полномочия органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность» см. я. 11 комментария к ст. 1, о понятиях «организация» и С т а т ь я 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (1) Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом. (2) Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, привели к нарушению его про» а свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно- розыскную деятельность, прокурору или в суд. (3) Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении
уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с
отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава
преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его
оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его
права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах,
допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения
государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении
запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения
получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. (4) В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. (5) В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставления необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи. (6) Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно- розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья. (7) Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан а которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|