| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> 7. Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности проявляется прежде всего в целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации прав и свобод. Защита личности при проведении оперативно-розыскной деятельности может осуществляться по крайней мере путем, во-первых, обжалования незаконных, по ее мнению, оперативно-розыскных действий, которые нарушили ее права, не соответствуют ее законным интересам; во-вторых, ведомственного контроля, прокурорского и судебного надзора за оперативно-розыскной работой, которые позволяют выявить и устранить допущенные нарушения и в тех случаях, когда лицо не обращается за защитой своего права (например, ему ничего не известно о посягательстве на его интересы). При этом восстановление попранных прав и законных интересов, возмещение причиненного вреда должны осуществляться по инициативе органов, выявивших нарушения. На основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 5, лицо ставится в известность о характере сведений о нем, если таковые имеются в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок использования сведений о действиях граждан, полученных в
результате оперативно-розыскной деятельности, определяется настоящим 8. Указывая на принцип конспирации, законодатель обращает внимание на одну из важнейших черт оперативно-розыскной деятельности — обеспечение секретности способов и источников получения информации. Применительно к лицам, содействующим проведению оперативно-розыскной деятельности, употребляется близкий по смыслу термин — «конфиденциальность». Организация оперативно-розыскной деятельности на основе названного принципа обусловлена необходимостью выявления, предупреждения и пресечения подготавливаемых и совершаемых неочевидных, как правило, скрываемых от властей преступлений. Расследование, предусмотренное уголовно- процессуальным законом, может начаться только после предварительного получения каких-либо сведений о совершенном преступлении, иначе говоря, при обнаружении преступления. Довольно часто о преступлениях сообщают граждане и должностные лица, располагающие подобной информацией. Однако недопустимо ждать таких сообщений и надеяться только на них. Общество не может ставить начало уголовного преследования преступников исключительно в зависимость от усмотрения и поведения осведомленных о преступлении лиц. Оперативно- розыскная работа для того и существует, чтобы инициативно выявлять преступные действия, готовить условия для официального расследования и тем самым обеспечивать состязательность с преступником, который не спешит сообщать о своем преступлении. 9. Предварительный, поисковый характер оперативно-розыскной деятельности определяет границы ее гласности. Естественно, что гласность проявляется в осведомленности граждан: о целях и задачах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о принципах их работы; о законных пределах их вмешательства в сферу охраняемых правом общественных отношений; о взаимных правах и обязанностях этих органов, с одной стороны, и граждан, должностных лиц, других государственных органов и общественных организаций — с другой; о гарантиях деятельности правоохранительных органов только в пределах установленной компетенции. Что же касается оперативно-розыскных мероприятий и их результатов, то они доступны для наблюдения или ознакомления далеко не всегда. Оперативные данные не подлежат огласке, поскольку не содержат в себе необходимых гарантий достоверности. Порядок их получения нередко не позволяет по соображениям конспирации раскрыть их источник. Это в свою очередь влечет невозможность гласной проверки оперативной информации и исключает обоснование ими обвинения на следствии и приговора суда. Это касается и данных, полученных с помощью различных технических средств (фото-, кино-, видеосъемка), если нельзя в уголовно-процессуальной форме проверить условия и способы их получения. Более того, даже установить процессуальные интересы граждан (их отношение к делу) и привлечь их к участию в процессе недопустимо на основании только лишь сведений, приобретенных оперативным путем. Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны обеспечить соблюдение установленных правил, исключающих разглашение полученных сведений. В оперативно-розыскной деятельности не принимаются решения о виновности лица. Такие решения характерны для уголовного процесса, который начинается на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому и недопустимо преждевременно разглашать полученную информацию. Она не является законным и в какой-либо мере достоверным основанием для того, чтобы вне уголовного процесса официально, от имени государства, считать лицо причастным к совершенному преступлению и поступать с ним как с преступником. 10. Как уже отмечалось, наряду с принципами, непосредственно
перечисленными в ст. 3, наличие ряда принципов оперативно-розыскной
деятельности вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в Проблема гуманизма (т.е. совокупности взглядов, признающих высокое
общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение к его
достоинству) применительно к действию отраслевых законов имеет различные
аспекты. Применительно к рассматриваемому случаю (в оперативно-розыскной
деятельности) принцип гуманизма — один из присущих данной деятельности
общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и
содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной
деятельности. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве:
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 3. 5; ч. Гуманизм в оперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, принимаемых органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В оперативно-розыскной деятельности запрещается выполнение оперативно-розыскных действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания. Принцип гуманизма органически присущ оперативно-розыскной деятельности. 11. Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в
оперативно-розыскной деятельности проявляется прежде всего в закреплении в 12. Принцип оперативности (или наступательности) также присущ
оперативно-розыскной деятельности (см., например, п. 1 ст. 14). Этот принцип проявляется в направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение: совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории уголовного права «голым умыслом»); действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение преступлений на стадиях приготовления и покушения); действий лиц, совершающих длящиеся преступления (т.е. на недопущение дальнейшего 1 развития протекающей преступной деятельности). В принципе оперативности (наступательности) отражена защитная функция оперативно-розыскной деятельности, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного самостоятельного вида юридической государственной деятельности. 13. Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности проявляется в следующем: оперативный сотрудник обязан принять все предусмотренные законодательством об оперативно-розыскной деятельности меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела оперативного учета, отработать как обвинительные, так и оправдательные оперативные версии происшедшего события, а также принять меры к установлению его причин и условий. Он не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых по делу оперативного учета оперативных версий на иных участников оперативно-розыскной деятельности; запрещается домогаться сообщений конфидентов и получения сведений от других участвующих в деле оперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. 14. Принцип привлечения конфидентов к оперативно-розыскной деятельности
отражает один из ее сущностных аспектов (см. ст. 1; п. 2 ч. 1 ст. 15; ст.
ст. 17 и 18). Конфидент — физическое лицо, участник оперативно-розыскной
деятельности, вступивший на основаниях и в порядке, предусмотренных
законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения
конспиративного сотрудничества с оперативным подразделением (в лице его
представителя — оперативника, выступающего от имени и по поручению С т а т ь я 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности (1) Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют (2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в
пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской 1. Данной статьей законодатель заменил ст. 4 «Правовая основа
оперативно-розыскной деятельности» ранее действовавшего Закона об
оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения состоят в следующем: изъята ссылка на Конституцию РСФСР как на базисный нормативный акт
оперативно-розыскной деятельности; вместо правовых актов Российской Федерации элементом правовой основы
оперативно-розыскной деятельности указаны нормативные правовые акты
федеральных органов государственной власти; из текста статьи изъято предписание о необходимости согласования с 2. Цель статьи — нормативно очертить круг основных нормативных правовых источников оперативно-розыскной деятельности. 3. Сфера применения нормативных предписаний, изложенных в статье, охватывает все специфические правовые отношения, возникающие, длящиеся и прекращающиеся в оперативно-розыскной деятельности (см. также п. 6 комментария к ст. 1). 4. Статья носит бланкетный характер. Для ее правильного уяснения и применения требуется знать содержание ряда нормативных правовых актов и руководствоваться ими (см. пп. 5—7 комментария к настоящей статье). 5. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности (точнее —
нормативно-правовая) — это фундаментальная часть правового регулирования
данного вида государственной юридической деятельности. В свою очередь
правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности носит прежде всего
функциональный, служебный характер. В нем посредством правовых норм
регулируются общественные отношения между государством (его
представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно
важных интересов личности, общества и государства от преступных
посягательств. Такое регулирование осуществляется на уровне: федеральных законов Российской Федерации; нормативных правовых актов Российской Федерации (актов Президента и То есть правовая основа оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам. В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на
уровне закона (т.е. законодательное) — это правовое регулирование
общественных отношений в специфическом виде функционирования государства Непосредственно указанные в комментируемой статье нормативные правовые
акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-
розыскной деятельности. Однако ими не исчерпывается все правовое
регулирование данного вида государственной юридической деятельности. В ст. 6. В данной связи следует обратить внимание правоприменителей на то,
что использованный законодателем термин «правовая основа оперативно-
розыскной деятельности» не идентичен по содержанию все более
распространяющемуся в нормотворчестве и в правоприменении термину 7. Действующие в России нормативные акты, совокупность которых составляет круг источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности, можно систематизировать на шесть групп. К первой группе относится Конституция Российской Федерации (принята 12
декабря 1993 г.). Это базовый, фундаментальный источник правового
регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. Конституция Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет
непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскной
деятельности. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и
свободы человека и гражданина (см. ст. ст. 17—64), составляющие основу
правового статуса личности в России. В частности, согласно ч. 2 ст. 23
каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на
основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что
жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным
законом или на основании судебного решения (именно о таких случаях
возможных ограничений прав граждан говорится в законодательстве в области
оперативно-розыскной деятельности). Причем права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Вторую группу или «ядро» правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы самого Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности». Это действующий комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы (законодательный акт). Он регулирует общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, связанных с оперативно-розыскной (в частности, в уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и контрразведывательной деятельности). Он принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (см. комментарий к преамбуле). В третью группу нормативных актов, составляющих основу правового
регулирования оперативно-розыскной деятельности, входят (согласно сделанной
законодателем формулировке) другие федеральные законы. Отметим, что
законодатель в комментируемой статье не привел точного (закрытого) перечня
этих законов. Следовательно, их перечень может и, наверное, должен пополняться новыми законодательными актами. Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)[7] и Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности»[8]. Это основополагающие и целеуказующие источники правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. В новом Уголовном кодексе РФ: во-первых, раскрывается содержание так называемого целеуказания для
оперативно-розыскной деятельности — т.е. приводится понятие преступления Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|