реферат, рефераты скачать
 

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности


p> Отметим и то, что новый УК РФ расширил перечень так называемых поощрительных норм, т.е. норм, стимулирующих добровольное прекращение преступной деятельности. Так, в примечании к ст. 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» подчеркивается, что лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Этот подход находит отражение и в судебной практике. В постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 5 «О Судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» отмечается, в частности, что «в случае добровольной сдачи независимо от мотивов огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, от уголовной ответственности освобождаются лица, которые хранили их без соответствующего разрешения, а также незаконно приобрели, изготовили или носили». А в примечании к ст. 228 УК РФ «Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ» отмечается, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Эти положения имеют прямое отношение к проводимым правоохранительными органами контролируемым поставкам оружия, наркотиков и некоторых других предметов. Наличие таких новелл позволяет освобождать от уголовной ответственности лиц, которые своими действиями способствовали ликвидации устойчивых международных каналов незаконного оборота наркотиков и оружия.

Кроме того, в ст.ст. 227—228 Таможенного кодекса закреплен частный случай контролируемой поставки, имеющий следующие особенности: он осуществляется только таможенными органами; этот метод осуществляется в целях пресечения международного незаконного оборота контролируемых предметов; он применяется в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров; решение об использовании метода контролируемой поставки принимается только ГТК РФ; если страной назначения наркотиков является иностранное государство, то уголовное дело в России не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке; если страной назначения наркотиков является Россия, то, исходя из ст.ст. 3 и 112 УПК РСФСР, возбуждение уголовного дела и направление соответствующего постановления прокурору обязательно.

В Федеральном законе не содержится специальных разъяснении по вопросу о возбуждении уголовного дела в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в частности контролируемой поставки. В данном случае необходимо руководствоваться положениями УПК РСФСР, определяющего, что при наличии оснований возбуждение уголовного дела обязательно. Поводами в соответствии с Федеральным законом и УПК РСФСР могут быть результаты оперативно-розыскной деятельности (см. ст. 11 Федерального закона и п. 6 ст. 108 УПК РСФСР). Уголовное дело в таких случаях, как правило, возбуждается не по признакам совершения преступления конкретным лицом, а по факту, событию преступления. Это расширяет возможность маневра при проведении как следственных действий, так и оперативных мероприятий. В то же время если имеющиеся сведения о признаках преступления не содержат достаточных данных для возбуждения уголовного дела, то оно не возбуждается, а контролируемая поставка призвана добыть недостающие данные для принятия решения.

В качестве контролируемых предметов могут выступать предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (наркотические средства, оружие, культурные ценности, драгоценные камни и драгоценные металлы и т.п.), либо предметы добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления, а также орудия или средства совершения преступления.

Анализ практики работы правоохранительных органов показывает, что контролируемые поставки могут проводиться путем: наблюдения за грузовыми перевозками (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным транспортом, в том числе в тайниках); слежения за почтовыми отправлениями
(письма, бандероли, посылки, в том числе и на подставные адреса), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации право проводить контролируемую поставку предоставляется подразделениям органов, уполномоченным на ведение оперативно-розыскной деятельности, исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России.

Основаниями для проведения контролируемой поставки являются основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанные в ст. 7 Федерального закона.

Для проведения контролируемой поставки лицо, осуществляющее оперативно- розыскную деятельность, обязано вынести об этом постановление, где указывается занимаемая им должность, существо добытых сведений, преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК РФ), а также когда, где и в отношении каких предметов предполагается осуществить контролируемую поставку. В соответствии со ст. 8 постановление утверждается начальником определенного органа. Уведомления или согласования с прокурором закон не требует. Постановление, являясь документом, в котором закреплены обоснования правомерности перемещения предметов, оборот которых запрещен или ограничен, может предъявляться в органы прокуратуры, в суд или другие государственные органы.

Контролируемая поставка осуществляется в соответствии с планом, который, как правило, готовится соответствующим подразделением исходя из анализа данных о деятельности преступных формирований, оценки оперативной обстановки и наличия необходимых, в том числе и финансовых, возможностей для ее осуществления. Результаты операции докладываются рапортом начальнику органа, утвердившему постановление о ее проведении.

19. Оперативный эксперимент — это проведение необходимых опытных действий, воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств подготовки или совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших в целях проверки и оценки собранных данных или получения новых данных об обстоятельствах их совершения, а также лицах, причастных к этому.

Оперативный эксперимент проводится не только в отношении уже совершенного и оцененного с высокой долей вероятности как преступное деяния, но и одновременно с совершением проверяемым лицом противоправных действий. В последнем случае фиксация хода и результатов оперативного эксперимента происходит одновременно с отображением следов совершаемого преступления в памяти лиц, наблюдающих за поведением проверяемых или развертыванием исследуемых событий, а также на кино-, фото-, видео-, аудиопленках и иных материальных предметах. В этом видится отличие оперативного эксперимента от следственного, который «направлен в прошлое» и своей целью имеет проверку уже происшедшего события.

При проведении оперативного эксперимента запрещается производить действия, унижающие честь и достоинство граждан или содержащие угрозу для жизни и здоровья участников оперативного эксперимента или других граждан, а также искусственно создавать доказательства совершения преступления.
Должностные лица правоохранительных органов, допустившие такие действия, привлекаются ответственности (см. ст. ст. 285, 286, 303 и 304 УК РФ).
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрыли тяжкого или особо тяжкого преступления (см. ст. 15 УК РФ), а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Оперативный эксперимент проводится на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления и в порядке, предусмотренном планом. Хотя основания для проведения оперативного эксперимента общие (как и для иных оперативно- розыскных мероприятий), однако в постановлении о проведении определенного оперативного эксперимента они должны быть конкретизированы относительно исследуемого события или лица.

Проведение оперативного эксперимента, в ходе которого могут быть совершены действия, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации,указанной в ч.2ст. 8.

Оперативный эксперимент проводится в целях проверки возможности совершения определенных действий конкретными лицами, наличия у них определенных навыков, умения выполнять соответствующие профессионально- трудовые операции, владения инструментами и т. п.

Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается проведением опытных действий в максимально приближенной к действительности обстановке и при отсутствии какого бы то ни было подстрекательства или содействия совершению преступления. Недопустимо проведение эксперимента, если это может привести к наступлению тяжких последствий или ущербу общественной безопасности или интересам безопасности Российской Федерации.

Оперативный эксперимент проводится как правило по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность[18].

Результаты оперативного эксперимента могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших (см. комментарий к ст. 11).

Результаты оперативного эксперимента могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывают по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (см. комментарий к ст. 11).

Представление результатов оперативного эксперимента органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

В результате оперативного эксперимента может быть: осуществлен захват с поличным преступников непосредственно при совершении ими преступных действий; проверены и уточнены имеющиеся данные о причастности конкретных лиц к определенным событиям; проверены имеющиеся оперативные версии; установлены причины и условия совершения преступлений.

Кроме того, результаты оперативного эксперимента могут учитываться при решении вопросов допускной работы, указанных в ч. 2 ст. 7.

В ходе проведения оперативного эксперимента могут производиться иные оперативно-розыскные мероприятия, использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде, а также специальные окрашивающие средства.

Кроме того, в нем могут участвовать специалисты и незаинтересованные лица, могущие быть в последствии допрошены в качестве свидетелей об условиях проведения эксперимента и Полученных результатах.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом и (или) справкой оперативного работника с приложением необходимых документов, аудио-
, видеопленок, на которых фиксировался его ход и результаты. В соответствии с законом, результаты оперативного эксперимента могут использоваться в доказывают по уголовным делам. '

20. Приведенный в комментируемой статье перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только
Федеральным законом. Такой закон имеет обязательную силу на всей территории
Российской Федерации. Расширение или любое иное изменение круга оперативно- розыскных мероприятий, произведенное законом или иным нормативным актом субъекта Российской Федерации, указом Президента либо постановлением
Правительства Российской Федерации, является незаконным и исполнению не подлежит.

Осуществление любого из указанных в ст. 6 оперативно-розыскных мероприятий может быть сопряжено с ограничением конституционных прав граждан. В таких случаях у судьи испрашивается разрешение не на проведение того или иного мероприятия, а на ограничение неприкосновенности жилища, тайны переписки и др.

21. В ходе проведения любых из закрепленных в Федеральном законе оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. Указанные выше технические средства оперативные работники могут применять как непосредственно, так и используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Закрепление Федеральным законом права субъектов оперативно-розыскной деятельности использовать информационные системы позволяет им на основании ст. 55 Конституции (в развитие общего конституционного положения) хранить в них сведения о личной жизни людей без согласия последних. Применяемые в ходе оперативно-розыскной деятельности технические средства могут быть как специально изготовленные или приспособленные для негласного закрепления определенных событий, так и общеприменяемые (бытовые). Главное условие для применения таких средств — безопасность для жизни, здоровья людей, а также для окружающей среды. Фиксируемые на них фактические данные используются в целях и порядке, предусмотренных ст. 11.

22. С учетом предписаний, предусмотренных в ч. 4 комментируемой статьи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ России. Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно- технических сил и средств органов ФСБ России. При определенных условиях указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел России с уведомлением органов безопасности, в том числе и в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

23. Должностные лица органов, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 в органах, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, определяются подразделения, сотрудники которых полномочны осуществлять и организовывать проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в структуре соответствующих правоохранительных органов имеются специализированные подразделения, сотрудники которых, обладая научными, техническими и иными специальными знаниями, непосредственно выполняют отдельные элементы соответствующих оперативно-технических и других мероприятий. Но ответственность за обоснованность и законность указанных в законе мероприятий несет лицо, принявшее решение о его проведении.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности оперативные сотрудники могут использовать помощь различных специалистов, в том числе конфиденциально на договорной основе с выплатой соответствующего вознаграждения за проведенные исследования, консультацию или иную выполненную работу.

24. В ч. 6 комментируемой статьи содержится запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом физическими и юридическими лицами. В развитие этого положения Президентом принят Указ «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». На основании этого указа на ФСБ России возложена обязанность осуществить; лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в Россию и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификацию, регистрацию и учет таких специальных технических средств[19]; выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами; координацию работы оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в соответствии с комментируемым
Федеральным законом, по выявлению нарушений установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в
Россию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами.

Решения каких-либо лиц о самовольном осуществлении мероприятий по выявлению и пресечению фактов использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, и их изъятию, как представляется, следует расценивать как самоуправство, ответственность за которое предусмотрена ст. 166 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях или ст.ст. 204 и 330 УК РФ (см. также ч. 2 ст. 138 УК РФ).

25. В ч. 7 комментируемой статьи определено, что «разработка,... ввоз в
Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию... » Во исполнение этого предписания постановлением Правительства от 1 июля 1996 г.
№ 770 утверждено Положение «О лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с этим актом ФСБ России и ее органы на местах осуществляют лицензирование деятельности, связанной со специальными техническими средствами, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность, связанная со специальными техническими средствами, разрешается на основании заявок органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, или соответствующих договоров с иностранными партнерами после проведения органами лицензирования экспертизы заявленного вида деятельности.

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанной со специальными техническими средствами: разработка и производство специальных технических средств; реализация специальных технических средств; приобретение специальных технических средств в целях продажи, ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы[20].

В этом положении особо подчеркивается, что требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных законодательством, запрещается. Если копии представляемых документов нотариально не заверены, одновременно предъявляются их оригиналы. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом лицензирования.

За рассмотрение заявления и выдачу лицензии устанавливается плата в размере соответственно одной десятой и трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение
30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В оговоренных законодательством случаях срок рассмотрения может быть продлен до 90 дней.

Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению лица, обратившегося за ее получением, лицензия может выдаваться на срок до 3 лет.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

На каждый вид деятельности, связанной со специальными техническими средствами, выдается отдельная лицензия. Гражданин может иметь лицензии на несколько видов такой деятельности[21].

Органы лицензирования ведут реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Гражданин обязан: выполнять условия лицензии в течение всего срока ее действия; разрешать лицам, назначаемым органами лицензирования, проводить проверку осуществляемой им деятельности; сообщать в орган лицензирования о прекращении своей деятельности; возвращать лицензию и прекращать деятельность, на осуществление которой она выдана, на основании решения органа лицензирования; отвечать в письменной форме на запросы органов лицензирования относительно осуществляемой им деятельности, связанной со специальными техническими средствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.