| |||||
МЕНЮ
| Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиp> Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» ФСБ России и некоторые другие российские спецслужбы правомочны проводить контрразведывательную деятельность. Законодатель определил ее как деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (см. ч. 1 ст. 9). Эта деятельность является разновидностью служебной деятельности ряда спецслужб России (ФСБ России, СВР России, ФАПСИ при Президенте России и некоторых других), а ее суть заключается в противодействии разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных организаций и их представителей (как правило, конспиративными средствами и приемами) с целью обеспечения безопасности России. Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от контрразведывательной состоят в следующем: целью первой является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а второй — обеспечение безопасности России посредством противодействия разведывательно-подрывной и иной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно важным интересам (см. л. 10 комментария к настоящей статье); круг субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. ст. 13), гораздо шире круга государственных органов, проводящих контрразведывательную работу; общие правила оперативно-розыскной деятельности изложены в нормах комментируемого Закона, а контрразведывательной — в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности. Вместе с тем, между оперативно-розыскной и контрразведывательной
деятельностью много общего. В данной связи на практике порой возникает
затруднение, например, как следует толковать повеление законодателя о том,
что осуществление контрразведывательной деятельности предполагает Кроме того, оперативно-розыскную деятельность следует отличать от
разведывательной деятельности российских спецслужб. Законодателем впервые
предпринята попытка раскрыть понятие разведывательной деятельности в тексте Как следует из сказанного, разведдеятельность имеет собственную цель, отличную от цели оперативно-розыскной деятельности. Она осуществляется в основном вне пределов территории Российской Федерации (и это тоже отличает ее от оперативно-розыскной деятельности). Ее основными «контрагентами» являются, с одной стороны, Российская Федерация (в лице своих представителей — СВР России и других спецслужб), а с другой — иностранное государство или международная организация. Наконец, разведдеятельность регламентирована специальным законодательным актом — Федеральным законом о внешней разведке, нормативные предписания которого не распространяются на оперативно-розыскную деятельность. Резюмируя изложенное, определим оперативно-розыскную деятельность как основывающийся на федеральном законе вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой совокупность поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий, и осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при условии наличия объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств. 9. Оперативно-розыскная деятельность проводится в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно. Так, должностные лица государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно- розыскной деятельности, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные настоящим Федеральным законом, в негласной форме (см. подробнее комментарий к ст. ст. 3 и 6). Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных
средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой
общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных
особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируются (в
частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности
государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение
против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, системы
законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих
представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность (см. о
понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий комментарий к ст. 6). 10. Основными субъектами, наделенными государством правомочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, являются оперативные подразделения ряда государственных органов (см. комментарий к гл. III и к ст. 13). 11. В комментируемой статье проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскной деятельности ограничивается пределами их полномочий. В теории права полномочие — это право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представляемого. В оперативно-розыскной практике под полномочиями следует понимать совокупность задач, решение которых законодателем возложено на субъектов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность и компетенцию данных субъектов, предусмотренную законодательством в области оперативно-розыскной деятельности. Под пределами таких полномочий понимается строго ограниченная нормами 12. О понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий см. комментарий к ст.ст. 6—8. 13. Оперативно-розыскная деятельность проводится с вполне определенными целями (защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств). Цель оперативно-розыскной деятельности — это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других лиц, участников этой деятельности. На практике зачастую не уделяют должного внимания вопросу о соотношении цели оперативно-розыскной деятельности и ее задач (см. о задачах оперативно- розыскной деятельности комментарий к ст. 2). Следует помнить, что задачи в обязательном порядке корреспондируют цели оперативно-розыскной деятельности, указанной в комментируемой статье (т.е. защите объектов от преступных посягательств). Не подлежит расширительному толкованию, например, задача оперативно-розыскной деятельности о добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (см. абз. 3 ст. 2), как выходящая за рамки целеполагания, установленного законодателем. Отсюда следует, что иные, кроме оперативно-розыскной, виды специальной деятельности российских правоохранительных органов и спецслужб (разведка, контрразведка), преследующие другие, более глобальные цели, чем указанные в комментируемой статье (в частности, обеспечение безопасности России), подлежат правовому регулированию в соответствии с правилами Федерального закона только в той части, в какой они совпадают с целью оперативно- розыскной деятельности. 14. Под защитой указанных в комментируемой статье объектов следует понимать систему оперативно-розыскных, организационных, нормативно-правовых и иных мер, предусмотренных законодательством в области оперативно- розыскной деятельности, направленных на: создание условий, обеспечивающих безопасность перечисленных в статье 1 закона объектов от преступных посягательств и, одновременно, на устранение общих причин и условий совершения преступлений; локализацию общественно опасных последствий (в случае совершения преступления). 15. В зависимости от предусмотренных в Федеральном законе целей в
оперативно-розыскной деятельности выделяют определенные направления работы. 16. Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социально
полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет охрану собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение
безопасности общества и государства от преступных посягательств. В
соответствии с правилами ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992
г. «О безопасности» (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г.)
под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности,
общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его
конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства. 17. Под преступными посягательствами, о которых идет речь в
комментируемой статье, понимаются антиобщественные противоправные деяния,
направленные на совершение преступления. Согласно предписаниям ч. 1 ст. 14 Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (см. ч. 2 ст. 14 УКРФ). На практике следует помнить о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (см. ч. 1 ст. 49 Конституции), и руководствоваться этим конституционным положением. 18. С учетом того, что оперативно-розыскная деятельность предназначена
дня защиты охраняемых объектов исключительно от преступных посягательств,
является незаконным осуществление оперативно-розыскных мероприятий, целью
которых является получение информации о совершении каких-либо иных, кроме
преступных, общественно опасных правонарушений, в частности
административных проступков, ответственность за совершение которых
предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также
выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или
совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести
пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности 1. Статья заменила собой ст. 1 ранее действовавшего Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Изменения и дополнения состоят в следующем: из содержания прежней статьи обоснованно изъято словосочетание «...в том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов», поскольку оно не несло самостоятельной смысловой нагрузки; новая статья дополнена самостоятельной задачей — добывание информации о соответствующих событиях или действиях (см. абз. 3). 2. Цель статьи — сформулировать предписания о социально значимых задачах оперативно-розыскной деятельности. Эти задачи представляют одну из основополагающих правовых категорий, которая предопределяет весь механизм законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: с учетом ее задач формулируется система принципов (см. ст. 3); устанавливаются средства и способы решения самих задач данного вида государственной деятельности (см. ст. ст. 6— 8, 10 15 и 17); определяются обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. ст. ст. 5, 10, 11, 14 и 15) и т.п. Тем самым обеспечивается внутреннее единство и согласованность норм Федерального закона. Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности обеспечивает достижение общей цели данного вида государственной деятельности (см. п. 13 комментария к ст. 1). 3. Правовые предписания, сформулированные в статье, по существу распространяются на всю оперативно-розыскную деятельность, определяют ее содержание. 4. Диспозиция статьи включает элементы бланкетности. Для полного уяснения задач оперативно-розыскной деятельности и правильного использования ее результатов необходимо руководствоваться соответствующими нормами уголовного и уголовно-процессуального права. 5. В комментируемой статье сформулирована совокупность задач оперативно-
розыскной деятельности, каждая из которых имеет свое конкретное содержание. Перечисленные задачи могут быть взаимосвязаны между собой, но в большинстве случаев они являются вполне самостоятельными. Важно учитывать, что каждая из этих задач может обусловливать специфические оперативно- розыскные способы ее решения. В свою очередь решение каждой конкретной задачи влечет за собой принятие вполне определенного итогового решения. 6. Важнейшей частью общих задач оперативно-розыскной деятельности
является выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и
установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Термины Выявить и раскрыть преступления означает установить, обнаружить с
помощью оперативно-розыскных сил и средств очевидность подготавливаемых,
совершаемых или совершенных преступлений, которые тщательно скрывались,
сохранялись в тайне и потому остались неизвестными для правоохранительных
органов и граждан. Следовательно, задача состоит в выявлении и раскрытии
так называемых «неочевидных» преступлений. В отличие от этого «очевидные»
преступления в выявлении и раскрытии оперативно-розыскным путем не
нуждаются, поскольку они совершаются в условиях очевидности, когда исходная
информация указывает на событие преступления и лицо, его совершившее, Выявление и раскрытие преступления включает в себя установление оперативно-розыскным путем события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления) и лиц, его совершивших. Если преступление совершено или совершается организованной группой лиц, то должны быть установлены все эти лица и роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях усилия оперативных подразделений должны быть направлены на установление личности потерпевшего, его местонахождения, обстоятельств, характеризующих потерпевшего. Задача выявления и раскрытия преступления оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в органической связи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку в случае ее успешного решения возбуждается уголовное дело. В ряде случаев уголовное дело может быть возбуждено при обнаружении только события преступления. Однако при этом орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан установить лиц, совершивших преступление. Согласно уголовно-процессуальному закону, орган дознания (оперативное подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность), возбудивший уголовное дело, выполнив неотложные следственные действия, обязан передать его следователю. Если по делу лицо, совершившее преступление, не было обнаружено, то орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах. Это правило должно соблюдаться и тогда, когда при установлении оперативно-розыскным путем события преступления уголовное дело возбуждает следователь, а не орган дознания. 7. Согласно ч. 1 ст. 5, оперативно-розыскная деятельность не допускается для достижения задач, в Законе не предусмотренных. Однако столь категоричное предписание не является препятствием для формулирования еще одной задачи — о создании в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Сюда же должно входить принятие мер к тому, чтобы при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для возбуждения уголовного дела и осуществления следственных действий не была разглашена та часть оперативно-розыскной деятельности, которая составляет государственную тайну (см. ст. 12). Иначе говоря, речь должна идти о создании реальных предпосылок для перехода от негласной оперативно-розыскной к гласной уголовно-процессуальной деятельности. Создание в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного процесса предполагает получение сведений об очевидцах преступления; местах нахождения документов и предметов, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе его следы, были объектами преступных действий, а также о деньгах и иных ценностях, нажитых преступным путем, и всех других предметах, могущих служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и выявлению виновных. При необходимости оперативно-розыскные меры должны быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных материальных предметов. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|