реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


Программированное обучение и контроль по физиологии

ПРОГРАММИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

И КОНТРОЛЬ ПО ФИЗИОЛОГИИ

Москва 1997

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ПРОГРАММИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

И КОНТРОЛЬ ПО ФИЗИОЛОГИИ

Под редакцией профессора В.М.Смирнова

Москва 1997

Программированное обучение и контроль по физиологии. Под редакцией

профессора В.М.Смирнова.Учебное пособие,М.: РГМУ. 1997 ...с ISBN 5-88458-

038-x

Г.И.Косицкий,

Х.А.Безносова, Н.А.Боброва,Л.М.Иванченко,В.А.Клевцов, В.И.Кобрин,

Ю.А.Крынкина, В.М.Смирнов, Т.Е.Кузнецова, М.А.Мирзоева, М.И.Монгуш,

И.А.Мурашова,П.И.Шиманский,И.А.Юрасова.

Учебное пособие представляет собой глубокую проработку вопросов всех

разделов физиологии согласно программе лечебного и педиатрического

факультетов и обеспечивает возможность изучения предмета,самоконтроль и

контроль знаний студентов преподавателем на каждом практическом

занятии.Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений,

изучающих физиологию, и преподавателей соответствующих институтов.

Рекомендовано Центральной проблемной учебно-методической

комиссией по нормальной физиологии при МЗ Российской Федерации.

Рецензенты:

С.М.Будылина,профессор кафедры нормальной физиологии ММСИ им.

Н.А.Семашко;

С.А.Чеснокова,профессор кафедры нормальной физиологии Российского

университета дружбы народов.

ISRN 5-88458-038-x

( Российский государственный

медицинский университет,1997

О Г Л А В Л Е Н И Е

Предисловие.................................................................

..................................................................

Описание способа программированного контроля , [pic]

,В.М.Смирнов................................................................

............................................................................

...........

РАЗДЕЛ I ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ (два занятия)

Занятие 1. Природа возбуждения. В.М.Смирнов,В.И.Кобрин

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Исследование возбудимости.Аккомодация. Лабильность.

В.М.Смирнов,Л.М.Иванченко

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВОВ,СИНАПСОВ И РЕЦЕПТОРОВ

(одно занятие) В.М.Смирнов, М.А.Мирзоева

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ (одно занятие) В.М.Смирнов,

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (4 занятия) В.М.Смирнов

Занятие 1. Рефлекс и функциональные системы.Возбуждение центральной нервной

системы.

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Свойства нервных центров.Торможение.Координационная деятельность

нервной системы

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 3. Физиология спинного мозга и ствола мозга

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 4. Передний мозг.Мозжечок.Вегетативная нервная система

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ВЕГЕТАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ (одно занятие) М.И.Монгуш

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

РАЗДЕЛ II ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ

СИСТЕМА КРОВИ (два занятия) Т.Е.Кузнецова

Занятие 1. Кровь как внутренняя среда организма

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Форменные элементы крови.Группы крови . Свертывающая и

противосвертывающая система крови

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (два занятия) В.М.Смирнов,И.А.Юрасова

Занятие 1. Внешнее дыхание

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Транспорт газов кровью.Регуляция дыхания.

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (два занятия) И.А.Мурашова, Х.А.Безносова

Занятие 1. Пищеварение в полости рта и желудка

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Пищеварение в кишечнике.Всасывание. Двигательная активность

пищеварительного тракта

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.ПИТАНИЕ.ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ (два занятия)

Н.А.Боброва,В.М.Смирнов

Занятие 1. Обмен веществ. Питание

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Обмен энергии в организме.Терморегуляция

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА (пять занятий)

Занятие 1. Цикл работы сердца.Свойства сердечной мышцы Т.Е.Кузнецова

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Методы исследования деятельности сердца Т.Е.Кузнецова

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 3. Регуляция деятельности сердца Т.Е.Кузнецова

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 4. Гемодинамика. Т.Е.Кузнецова,В.И.Кобрин,В.А.Клевцов

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 5. Регуляция сосудов и системного артериального давления

Т.Е.Кузнецова,В.И.Кобрин,В.А.Клевцов

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ВЫДЕЛЕНИЕ (одно занятие) В.М.Смирнов, П.И.Шиманский

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

РАЗДЕЛ III. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

АНАЛИЗАТОРЫ (два занятия) В.М.Смирнов

Занятие 1. Общая физиология анализаторов.Зрительный,обонятельный и вкусовой

анализаторы

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. Слуховой,вестибулярный,тактильный,температурный,двигательный и

интероцептивный анализаторы.Ноцицепция.

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (два занятия)

Занятие 1.В.М.Смирнов,В.И.Кобрин,Ю.А.Крынкина,И.А.Мурашова

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

Занятие 2. В.И.Кобрин,В.М.Смирнов, Ю.А.Крынкина

Вопросы.....................................................................

...........................................................

Ответы......................................................................

.............................................................

ИЛЛЮСТРАЦИИ

............................................................................

....................................... ............... ............

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие представляет собой способ безмашинного

программированного обучения и контроля знаний,основанный на принципе

линейного программирования с конструктивными ответами. Его цель - помочь

студентам в изучении физиологии,а преподавателям - в контроле успеваемости

учащихся. Этот метод разработан Г.И.Косицким в 1964-65 гг и (как показал

опыт,накопленный на кафедре физиологии Российского государственного

медицинского университета) является весьма эффективным в обучении

студентов.

Известно,что при машинном программированном контроле чаще применяется

метод выбора правильного ответа среди многих других - неправильных

ответов.Такой контроль не способствует развитию логического мышления,ответы

нередко строятся на догадках,при этом могут формироваться и ошибочные

представления.

Разработанный Г.И.Косицким способ дает возможность конструировать

ответы,что помогает выработать навыки логического мышления,творчески

использовать фактический материал и более прочно его усвоить,глубже изучить

предмет.

Предлагаемое пособие отвечает этим требованиям,оно является также

важным элементом унификации преподавания и может быть использовано на

кафедрах физиологии различных ВУЗов. Построенное,в основном по

принципу,разработанному Г.И.Косицким,данное пособие имеет и существенные

отличия.

Во-первых,оно включает дополнительные вопросы по особенностям

физиологии детей (к каждому занятию-теме разработано 15 таких вопросов,что

соответствует числу билетов для одного занятия).Эти вопросы даны последними

в конце темы,имеют собственную нумерацию и отделены чертой от остальных

вопросов.

Во-вторых,оно состоит из двух частей,каждая из которых имеет различное

назначение.Первая часть представляет собой перечень вопросов по всем

разделам физиологии и включает 60 таких вопросов по теме каждого

занятия.Вторая часть пособия содержит ответы на все вопросы первой части

(ранее издавались только вопросы).

Издание ответов к вопросам программированного контроля может встретить

и возражение,заключающееся в том,что студенты будут "механически" заучивать

ответы на отдельные вопросы и получать фрагментарные представления о

предмете.Однако,с нашей точки зрения,это возражение не обосновано,поскольку

в учебном пособии разработаны различные вопросы,в том числе и по важнейшим

физиологическим константам,знание которых обязательно для каждого студента

и будущего врача.Большая часть вопросов требует не запоминания той или иной

константы,а логического мышления при конструировании ответа на вопросы:

как,почему,каким образом? Для ответа на подобные вопросы необходимо иметь

глубокие знания механизмов физиологических процессов,закономерностей

деятельности органов и систем,обеспечивающих гомеостаз,знания механизмов

регулирования физиологических функций организма.Ряд вопросов представляет

собой задачи,которые необходимо решить,то есть,подавляющее большинство

вопросов требует не заучивания отдельных положений,а понимания дисциплины.

Таким образом,предлагаемое учебное пособие по физиологии будет

способствовать усвоению основного содержания предмета,развитию

логического,творческого мышления учащихся,стимулировать их к более глубокой

подготовке к каждому занятию (программированный контроль с оценкой знаний

студентов проводится на каждом занятии),служить полезным справочником для

преподавателей и способствовать унификации преподавания,а также облегчит

труд преподавателя по контролю за обучением студентов. Мы надеемся,что

новый вариант безмашинного программированного обучения и контроля знаний

будет успешно конкурировать с машинным программированным обучением и

контролем.Пособие может выполнять функцию весьма компактного

программированного учебника для более быстрого,но,тем не менее,достаточно

глубокого изучения физиологии и обеспечить самоконтроль студентов при

подготовке к занятиям.

Профессор В.М.Смирнов

ОПИСАНИЕ СПОСОБА ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ

(с конструктивными ответами без обучающих машин)

При изучении физиологии,как известно,студент должен: 1)усвоить

необходимый объем фактического материала; 2)научиться осмысливать

факты,т.е. получить навыки логического рассуждения,навыки теоретического

мышления; 3)уметь самостоятельно проделать основные

эксперименты,т.е.усвоить определенный объем практических методик.

Как известно,студент должен явиться на практические занятия по

физиологии для проведения экспериментальных работ,прослушав соответствующие

лекции и проработав необходимые разделы учебника и практикума.Без такой

предварительной самостоятельной подготовки студент не поймет смысла

выполненного эксперимента.

Программированный контроль обеспечивает проверку степени готовности

студента на каждом занятии.При этом учащийся должен ответить на 5

достаточно информативных,но кратких вопросов.Небольшой размер шага,т.е.

количество сведений,необходимых для ответа на каждый из вопросов,а также

определенная логическая последовательность вопросов облегчают усвоение

материала.

При составлении вопросов мы стремились,чтобы объем информации в каждом

из них был примерно равным.Тщательная проработка всего материала темы при

составлении вопросов показала,что обычно его можно разделить на 60 подобных

вопросов ("шагов").Если же в отдельных темах получалось меньше вопросов,в

это занятие включалось несколько наиболее важных вопросов из предыдущей

темы,что также способствовало закреплению пройденного материала.

Каждый студент в начале учебного года вместе с другими учебниками

получает и пособие "Программированное обучение и контроль по

физиологии".Таким образом,программированные вопросы и ответы на них к

каждому занятию студентам известны заранее.Перечитывая эти вопросы и

продумывая ответы,студент при подготовке к занятию не только контролирует

себя,но и повторяет весь материал изучаемой темы.

Программированный контроль знаний студентов по этому способу проводится

следующим образом.Каждый студент имеет 2 тонкие ученические тетради по 12

листов,которые используются им в течение всего учебного года.На обложке

каждой тетради записывается ее номер (1 и 2),фамилия студента и номер

группы.Эти тетради (в отличие от протоколов опытов) хранятся не у

студентов,а у преподавателей и выдаются студентам лишь в начале каждого

занятия на время,отведенное для программированного контроля.

К каждому занятию студентов лечебного факультета составлено 12

билетов,содержащих по 5 различных, ни разу не повторяющихся вопросов.Если в

группах занимается более 12 студентов,несколько билетов дублируется.Принцип

составления билетов для студентов лечебного факультета представлен в

приведенной ниже табл.1.

Таблица 1

|Номер |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10|11|12|

|билета | | | | | | | | | | | | |

|номера |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10|11|12|

|вопросов |13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|

|в данном |25|26|27|18|29|30|31|32|33|34|35|36|

|билете |37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|

| |49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|

Принцип составления билетов для студентов педиатрического факультета

представлен в табл.2. Однако, с учетом введения для студентов

педиатрического факультета Госэкзамена по терапии, а для студентов

лечебного факультета - Госэкзамена по педиатрии, рекомендуем обучение

студентов обоих факультетов проводить по единой программе. Этого требуют и

условия современной жизни. В данном случае в каждом билете будет четыре

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.