реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


бактерицидное действие плазмы крови .

17.Какую часть крови составляют вода,органические

соединения,минеральные соли?

18.Назовите основные группы органических веществ плазмы крови (по

наличию или отсутствию в их составе азота ) и составляющие их компоненты.

19.Какие группы белков и в каком количестве (в процентах) содержатся в

плазме крови?

20.Перечислите основные функции белков плазмы крови.

21.Где образуются белки плазмы крови?

22.Назовите основные группы биологически активных веществ плазмы крови.

23.Назовите основные катионы и анионы плазмы крови.

24.Каково физиологическое значение минеральных веществ плазмы крови?

25.Какими свойствами должны обладать кровезаменяющие растворы?

Приведите примеры растворов кровезаменителей.

26.Какой раствор называют физиологическим? Как изменится состояние

ткани и работа внутренних органов при введении большого количества

физраствора в качестве кровезаменителя ? Почему?

27.Как влияет избыток калия и кальция на деятельность изолированного

сердца?

28.Перечислите физико-химические константы крови.

29.Чему равна относительная плотность и вязкость цельной крови?

Вязкость плазмы?

30.Какие факторы влияют на величину вязкости крови?

31.Как меняется вязкость крови в зависимости от диаметра сосудов? От

скорости кровотока ?

32.Чему равна СОЭ у мужчин и женщин? Какие факторы влияют на величину

СОЭ?

33.Что такое осмотическое давление? Чем обусловлено осмотическое

давление плазмы крови?

34.Как можно определить осмотическое давление плазмы крови (назовите

два основных способа) и какова его величина?

35.Что называют депрессией крови? От чего и как зависит этот показатель

и чему он равен у человека?

36.Какое физиологическое значение имеет осмотическое давление крови для

организма?

37.Что называют гемолизом эритроцитов? Какие виды гемолиза различают?

38.Что называют осмотическим гемолизом? При каком условии он возникает?

39.Что называют биологическим гемолизом? Приведите примеры.

40.Что называют меаническим и химическим гемолизом? При каких условиях

они возникают? Приведите примеры.

41.Что называют онкотическим давлением? Чему оно равно ( в мм рт.ст. и

в атмосферах)?

42.Какое функциональное значение имеет онкотическое давление плазмы

крови? Объясните механизм.

43.Перечислите факторы,влияющие на величину фильтрации воды из крови в

ткань.

44.Чему равно гидростатическое давление тканевой жидкости (ГДТ) и крови

(ГДК) в артериальном (ГДКа) и венозном (ГДКв) концах капилляра?

45.Чему равно онкотическое давление (ОД) в плазме крови (ОДК) и в

тканевой жидкости (ОДТ)?

46.Объясните,куда и почему движется вода в артериальном конце

капилляра:из капилляра в ткань или из ткани в капилляр? Какой фактор играет

решающую роль ?

47.Объясните,куда и почему движется вода в венозном конце капилляра:из

ткани в капилляр или обратно?Какой фактор играет решающую роль?

48.Какие факторы могут привести к накоплению воды в тканях (отеку)?

49.Каково значение постоянства активной реакции крови для

жизнедеятельности организма? Чему равен рН артериальной и венозной крови?

50.Назовите основные системы организма,необходимые для поддержания

постоянства активной реакции крови.

51.Что называют буферными системами крови? Перечислите буферные системы

крови,укажите их составные части.

52.Объясните механизм буферного действия белков плазмы крови.

53.Объясните механизм буферного действия гемоглобина и напишите

соответствующую химическую реакцию. В каких клетках организма протекает эта

реакция? Какая часть буферной емкости крови обусловлена гемоглобином?

54.Что называют некомпенсированным ацидозом и алкалозом?

55.Что называют компенсированным ацидозом и алкалозом?

56.Что называют щелочным резервом? Как определяют его величину? Чему

равен этот показатель?

57.Во сколько раз сыворотка крови более устойчива к закислению и

защелачиванию,чем дистиллированная вода? В чем суть опыта

Фриденталя,доказывающего этот факт?

58.Каков биологический смысл большей устойчивости крови к

закислению,чем к защелачиванию? В каких условиях это особенно важно?

59.Какие группы веществ участвуют в гуморальной регуляции функций

организма?

60.Назовите основные группы гуморальных веществ,регулирующих функции

желез внутренней секреции.

-------------

1.Какой процент от массы тела составляет масса циркулирующей крови у

новорожденных и грудных детей и у взрослых? С чем связано это различие?

2.Чему равен гематокритный показатель у новорожденных? Сравните с

нормой взрослого.

3.Какие изменения соотношения объема форменных элементов и плазмы крови

происходят на протяжении первого месяца жизни ребенка?

4.Чему равно содержание белка в крови новорожденного? Сравните с нормой

взрослого.Какова причина различия? К какому возрасту данный показатель

достигает нормы взрослого?

5.Какая особенность в соотношении разных белков глобулиновой фракции

отмечается у новорожденных и чем это объясняется? К какому возрасту

устанавливаются соотношения,характерные для нормы взрослого?

6.Каково содержание глюкозы в крови новорожденных? Сравните с нормой

взрослого.К какому возрасту оно становится таким же,как у взрослых?

7.Назовите основные особенности физико-химических свойств крови

новорожденного ребенка по сравнению с кровью взрослого.

8.Чем обусловлен сдвиг рН крови в кислую сторону у новорожденного? В

течение какого срока устанавливается величина рН,близкая к норме взрослого?

9.С чем связана высокая вязкость крови у новорожденного? В каком

возрасте этот показатель приближается к норме взрослого?

10.Чем объясняется низкая СОЭ у новорожденных?

11.В чем заключается отличие онкотического давления крови у

новорожденных от этого показателя у взрослых? С чем это связано? Как это

отражается на количестве воды в тканях?

12.Какова активность угольной ангидразы в крови новорожденных по

сравнению с таковой у взрослых? К какому возрасту устанавливается уровень

этого фермента,характерный для взрослого?

13.Каково отличие общего содержания неорганических веществ и величина

осмотического давления в плазме крови детей по сравнению со взрослыми?

14.В чем заключается особое значение гормонов для детей и подростков?

15.Перечислите гормоны,играющие главную роль в физическом,умственном и

половом развитии детей и подростков.

Занятие 2-е

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.ГРУППЫ КРОВИ. СВЕРТЫВАЮЩАЯ И

ПРОТИВОСВЕРТЫВАЮЩАЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

1.Какие форменные элементы и в каком количестве содержатся в 1 л крови?

2.Перечислите основные функции эритроцитов.

3.Назовите морфологические особенности эритроцитов,способствующие

выполнению ими дыхательной функции.Объясните механизм их влияния.

4.Каковы размеры эритроцитов,продолжительность их жизни,место

разрушения?

5.Что называется эритропоэзом,где он осуществляется? Как называются,

где и под действием каких факторов вырабатываются вещества,стимулирующие

эритропоэз?

6.Что называют осмотической стойкостью эритроцитов? Чему равен этот

показатель в норме?

7.Какие методы используют для подсчета форменных элементов крови? Чем и

с какой целью разбавляют кровь при подсчете эритроцитов в камере Горяева?

8.Напишите формулу для подсчета эритроцитов в камере

Горяева.Расшифруйте значение показателей.

9.Каковы функции гемоглобина? Сколько его содержится в крови мужчин и

женщин?

10.Назовите физиологические соединения гемоглобина в крови и их

общепринятые обозначения.

11.Какие соединения гемоглобина и почему называются патологическими?

Приведите примеры. Имеются ли они в крови здорового человека?

12.Под влиянием каких веществ образуется метгемоглобин ? Какое

принципиальное изменение в молекуле гемоглобина происходит при этом и какое

это имеет значение?

13.Что такое цветовой показатель крови? Чему он равен в норме?

14.Приведите формулу расчета цветового показателя крови,поясните

значение отдельных ее элементов.

15.Какую основную функцию выполняют лейкоциты в организме? Что называют

лейкоцитарной формулой? Напишите ее.

16.Напишите формулу для подсчета лейкоцитов в крови с помощью камеры

Горяева.Расшифруйте значение показателей.

17.Чем и с какой целью разводят кровь для подсчета лейкоцитов в счетной

камере Горяева?

18.Что называют физиологическим лейкоцитозом? Каковы его особенности?

19.Какие виды физиологических лейкоцитозов различают?

20.Какова продолжительность жизни лейкоцитов? Где проходит большая

часть их жизненного цикла?

21.Перечислите основные функции нейтрофилов.

22.Перечислите основные функции базофилов и эозинофилов.

23.Перечислите основные функции моноцитов.

24.Какие лимфоциты называют Т-лимфоцитами?

25.Какие лимфоциты называют В-лимфоцитами?

26.Какие лимфоциты называют нулевыми?

27.Назовите защитные функции лимфоцитов? Укажите роль В- и Т-лимфоцитов

в их реализации.

28.Как называется процесс образования лейкоцитов? Как называют

вещества,стимулирующие этот процесс? Назовите их разновидности.Какие

факторы увеличивают выработку этих веществ?

29.Где и из чего образуются тромбоциты? Как называется процесс их

образования? Как называют вещества, стимулирующие этот процесс.

30.Перечислите основные функции тромбоцитов.

31.В чем заключается ангиотрофическая функция тромбоцитов?

32.Что лежит в основе деления людей по группам крови?

33.Сколько групп крови различают в системе АВО? Как они обозначаются?

Чем принципиально отличается система АВО от всех других систем групповых

антигенов?

34.Что называют стандартными сыворотками и для чего их используют?

35.Составьте таблицу,отражающую наличие агглютинации(+) или отсутствие

ее (-) при взаимодействии эритроцитов разных групп крови (l-lV) системы АВО

с соответствующими стандартными сыворотками.

36.Как и для чего проводится биологическая проба на совместимость крови

донора и реципиента?

37.Каких людей называют "резус-положительными",а каких - "резус-

отрицательными"? Каково процентное соотношение между ними?

38.Сколько разновидностей агглютиногенов различают в системе Rh-Hr?

Обозначьте их. При наличии какого из агглютиногенов и почему кровь считают

резус-положительной?

39.В каких случаях и при каких условиях проявляется несовместимость

крови матери и плода по резус-фактору? Для кого (матери или плода)опасна

эта ситуация?

40.Почему у резус-отрицательной матери вырабатываются антитела к резус-

фактору плода несмотря на то,что в норме кровь плода и матери не

смешивается?

41.В каких случаях и почему может развиться реакция агглютинации

эритроцитов донора,если при переливании крови не учтена несовместимость

крови донора и реципиента по резус-фактору?

42.Сколько различают групп специфических лейкоцитарных антигенов?

Перечислите их.

43.В каких случаях и почему важно учитывать антигенный состав

лейкоцитов?

44.Как называются вещества,принимающие участие в свертывании крови?

Какие три группы таких веществ различают?

45.Что называют предфазой свертывания крови? В каких сосудах гемостаз

может ограничиться этим процессом?

46.Назовите пять последовательных процессов сосудисто-тромбоцитарного

гемостаза.

47.Какое вещество является главным стимулятором процесса необратимой

агрегации тромбоцитов? В результате какого процесса и через какой срок

после повреждения сосуда выявляется его действие?

48.Как определяют время кровотечения? Чему оно равно в норме? Какую

фазу свертывания оно отражает?

49.Из каких трех фаз состоит процесс коагуляционного (ферментативного)

гемостаза?

50.Что называют тканевым протромбиназным комплексом?Сколько времени

требуется для его формирования?

51.Что является инициатором образования тканевого протромбиназного

комплекса? Какие плазменные факторы свертывания участвуют в этом процессе?

52.Что называют кровяным протромбиназным комплексом? Сколько времени

требуется для его формирования?

53.Что является инициатором образования кровяного протромбиназного

комплекса? Какие факторы свертывания участвуют в этом процессе?

54.Из каких трех этапов состоит процесс превращения фибриногена в

фибрин?

55.Что называют временем свертывания крови? Как его определяют? Чему

оно равно? Состояние какого процесса (первичного или вторичного гемостаза)

оно отражает?

56.Какие процессы происходят после образования фибрина (в период

послефазы свертывания крови)? Что называют ретракцией сгустка,под действием

какого вещества она происходит? Где синтезируется это вещество?

57.Что называют фибринолизом? Какие три фазы различают в процессе

фибринолиза?

58.Какие вещества называют антикоагулянтами? На какие две группы и на

каком основании делятся естественные (имеющиеся в организме)

антикоагулянты?

59.Перечислите первичные и вторичные антикоагулянты.

60.Как влияет возбуждение симпатической и парасимпатической нервной

системы на гемокоагуляцию? Каков механизм этих влияний?

----------------

1.Назовите три периода кроветворения у плода,укажите их сроки.

2.В каких органах и тканях осуществляются процессы кроветворения

у новорожденных детей? Какова особенность костного мозга у детей первых

лет жизни?

3.Сколько эритроцитов содержится в 1л крови у новорожденных

(сравнительно с нормой взрослого).Как меняется этот показатель на

протяжении первого года жизни?

4.Какова причина физиологической анемии грудных детей ? Укажите среднюю

продолжительность жизни эритроцитов у новорожденного ребенка,в возрасте 1

года и у взрослого человека?

5.Что называют "физиологической желтухой"? Чем обусловлено ее развитие?

6.Опишите последовательную смену разных форм гемоглобина в эритроцитах

плода.

7.Укажите основное отличие гемоглобина плода от гемоглобина взрослого?

Какое функциональное значение это имеет?

8.Каково процентное соотношение фетального гемоглобина и гемоглобина

взрослого у новорожденного ребенка? В каком периоде постнатального развития

наблюдается наиболее интенсивный процесс замены фетального гемоглобина

гемоглобином взрослого? Когда практически завершается этот процесс?

9.Какое количество гемоглобина содержится в крови новорожденного

ребенка,как меняется этот показатель к концу 1-го года жизни? (Укажите

цифры).

10.Укажите число лейкоцитов в 1 л крови новорожденного ребенка,

грудного возраста и взрослого? Каково процентное соотношение нейтрофилов и

лимфоцитов в лейкоцитарной формуле ребенка сразу после рождения? Сравните с

нормой взрослого.

11.Что называют "перекрестом" в лейкоцитарной формуле,сколько их бывает

и когда они происходят?

12.В чем состоит основное отличие лейкоцитарной формулы детей раннего

возраста от формулы,характерной для взрослого?

13.Какие особенности свертывающей и противосвертывающей систем крови

отмечают у новорожденных детей? Как это сказывается на времени кровотечения

и времени свертывания крови по сравнению с таковыми у взрослых? Объясните

причину.

14.Когда в эритроцитах крови человека появляются агглютиногены А и В,а

в плазме крови - агглютинины альфа и бета?

15.Как отличается способность к реакции агглютинации эритроцитов

новорожденных детей от взрослых? В каком возрасте способность к реакции

агглютинации эритроцитов наиболее выражена?

СИСТЕМА ДЫХАНИЯ

(два занятия)

Занятие 1-е

ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ

1.Что называют дыханием?

2.Совокупность каких органов представляет собой система дыхания?

3.Перечислите 5 этапов дыхательного процесса у человека.

4.Что называется внешним дыханием? Какие этапы процесса дыхания оно

включает?

5.Совокупность каких органов называют органами внешнего дыхания?

6.Назовите главную функцию легких. Каково значение дыхания?

7.Перечислите негазообменные функции легких.

8.Что называют воздухоносным путем (мертвым пространством)? Перечислите

составные элементы,укажите основные функции.

9.Какова роль грудной клетки в процессах дыхания?

10.Что называют плевральной полостью и отрицательным давлением в ней?

Чему оно равно?

11.Что является причиной отрицательного давления в плевральной щели ?

В каких условиях оно возникает? Какова роль серозной жидкости,выстилающей

листки плевры?

12.Что называют эластической тягой легкого? Чему она равна при вдохе и

выдохе?

13.Назовите компоненты,составляющие эластическую тягу легкого.

14.Какую роль играют сурфактанты,выстилающие внутреннюю поверхность

альвеол?

15.Почему легкие не спадаются,несмотря на наличие эластической

тяги,стремящейся их сжать?

16.Что такое пневмоторакс? О чем свидетельствует спадение легкого после

пневмоторакса?

17.Какую роль в процессах вдоха и выдоха играет отрицательное давление

в грудной полости?

18.Перечислите последовательно процессы,обеспечивающие вдох. Пассивным

или активным (с затратой энергии) он является?

19.Сколько процентов расходуемой энергии организм затрачивает на работу

дыхательных мышц в покое и при интенсивной физической работе (форсированное

дыхание). Назовите главную причину этого увеличения,следствием чего она

является?

20.Перечислите компоненты неэластического сопротивления органов

внешнего дыхания.

21.Какие мышцы осуществляют акт вдоха при спокойном и форсированном

дыхании?

22.Почему при сокращении наружных межреберных мышц ребра

поднимаются,несмотря на то,что каждая межреберная мышца нижнее ребро тянет

кверху,а верхнее - книзу с одинаковой силой? Нарисуйте схему,иллюстрирующую

этот механизм.Напишите соответствующую формулу.

23.Какие основные силы необходимо преодолеть при спокойном вдохе? Какая

из пассивных сил способствует расширению грудной клетки при вдохе?

24.Каково происхождение силы упругости грудной клетки,способствующей

вдоху,т.е. расширению грудной клетки до 60% объема жизненной емкости

легких?

25.Назовите главную и второстепенную силы,обеспечивающие расширение

легких вместе с расширением грудной клетки при вдохе.

26.Перечислите последовательно процессы, в результате которых

осуществляется выдох.Пассивными или активными они являются?

27.За счет каких сил уменьшается объем грудной клетки при спокойном

выдохе?

28.Каков механизм передачи силы эластической тяги легких на грудную

клетку,сжимающей ее и способствующей выдоху.

29.Сокращение каких мышц при форсированном дыхании обеспечивает

активный выдох? Почему сокращение внутренних межреберных мышц ведет к

опусканию грудной клетки?

30.Способствует или препятствует эластическая тяга легких вдоху и

выдоху? Почему при сокращении мышц диафрагмы во время вдоха купол ее

смещается вниз?

31.Назовите типы дыхания,в чем их отличия,какие факторы определяют тип

дыхания,какой преимущественно тип дыхания у мужчин и у женщин?

32.Какие различают легочные объемы? Что называют легочными емкостями ?

Какие различают легочные емкости?

33.Что называют дыхательным объемом воздуха,какая его часть (в мл)

находится в воздухоносных путях?

34.Что называют резервным объемом вдоха? Какова его величина?

35.Что называют резервным объемом выдоха? Какова его величина?

36.Что называют остаточным объемом (ОО)? Какова его величина?

37.Что называют жизненной емкостью легких (ЖЕЛ)? Каков ее объем у

мужчин и женщин?

38.Что называют общей емкостью легких (ОЕЛ)? Какова ее величина?

39.Что называют функциональной остаточной емкостью легких (ФОЕ)? Из

каких объемов она состоит, чему равна ее величина?

40.Нарисуйте спирограмму,записанную с целью определения легочных

объемов.

41.Что называют минутным объемом воздуха (МОВ),с помощью какого прибора

его можно измерить.Укажите число дыхательных движений в минуту в покое.Что

означает термин "гипервентиляция"?

42.Чему равен минутный объем воздуха (МОВ) в покое? Поступает ли

конвективным способом воздух в альвеолы в покое? Что означает термин

"гиперпное"?

43.Укажите непосредственную причину поступления воздуха в легкие при

вдохе,следствием чего она является? Что называют вентиляцией легких? Какой

показатель характеризует ее интенсивность?

44.Что называют максимальной вентиляцией легких (МВЛ),чему она равна у

тренированного и нетренированного человека?

45.Назовите основные методы искусственного дыхания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.