реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


психическая деятельность?

7.Сформулируйте понятие - восприятие.

8.Сформулируйте понятие - представление.

9.В чем заключается приоритет И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучении

ВНД?

10.Перечислите основные достижения И.П.Павлова в изучении ВНД.

11.Что называют условным рефлексом? Какие виды памяти обеспечивают его

выработку?

12.Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.

13.При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным?

Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале

называют индифферентным?

14.Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса

на индифферентный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?

15.Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь

при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма

выработки условного рефлекса?

16.Перечислите основные свойства доминантного очага возбуждения,

возникающего в коре большого мозга при действии безусловного раздражителя.

17.Что понимают под термином "стадия генерализации" условного рефлекса?

На каком этапе выработки условного рефлекса она возникает? Какое

физиологическое явление лежит в основе "генерализации" условного рефлекса?

18.Перечислите три основные классификационные группы условных

рефлексов.

19.Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов,

классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.

20.Что такое натуральные условные рефлексы, в чем заключаются

особенности их выработки?

21.Назовите основные подгруппы натуральных условных рефлексов,

приведите примеры.

22.Перечислите основные разновидности лабораторных условных

рефлексов,отличающиеся между собой по сложности, поясните сущность каждой

разновидности этих рефлексов.

23.Назовите разновидности условных рефлексов, отличающихся по

соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей.Дайте

пояснения.

24.Что такое условный рефлекс высшего порядка? Приведите пример.

25.Дайте характеристику безусловным рефлексам.

26.Дайте характеристику условным рефлексам.

27.Назовите причины более тонкого приспособления организма с помощью

условных рефлексов к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

28.Дайте определение функциональной системы по П.К.Анохину.

29.Нарисуйте схему функциональной системы по П.К.Анохину,

обеспечивающей приспособительное поведение организма.

30.Назовите основные компоненты функциональной системы по П.К.Анохину.

31.Что такое афферентный синтез? Какое физиологическое значение он

имеет?

32.Назовите четыре основных источника, необходимых для осуществления

афферентного синтеза.

33.Что понимают под акцептором результата действия?

34.Куда в функциональной системе поступают импульсы от рецепторов

результата действия (обратная афферентация) и каково их значение?

35.Что произойдет,если параметры полученного результата действия не

совпадут или совпадут с параметрами планируемого результата?

36.Что называют инстинктом?

37.Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?

38.Перечислите основные формы научения.

39.В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две

основные его разновидности.

40.Что такое викарное научение? Приведите пример.

41.Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она

является? Дайте соответствующее пояснение.

42.Что такое инсайт?

43.Дайте определение понятиям - память и энграмма.

44.Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации.

Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только

человеку.

45.Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их

нейрональный механизм? Участие какой структуры мозга и какого ритма ЭЭГ

обязательно для кратковременной памяти?

46.Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной

памяти в долговременную (при консолидации памяти).

47.Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания

информации.

48.Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в

каком состоянии организма это проявляется ярче?

49.Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах

консолидации памяти? Приведите доказательства.

50.Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

51.Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение

лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?

52.Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из

них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору

информации? Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга?

53.Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза

информации, поступающей в кору большого мозга?

54.Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать

локализацию функций в коре большого мозга.

55.В каком полушарии большого мозга и в какой области его коры у

правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный

центр речи (центр Брока)?

56.Перечислите основные методы изучения ВНД.

57.Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)?

Перечислите волны ЭЭГ.

58.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для обычного бодрствующего

состояния: умственная работа, действие внешних раздражителей, напряжение

тонуса мышц, эмоциональное напряжение? Где они преимущественно

регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

59.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии

физического и эмоционального покоя, при отсутствии внешних раздражителей с

закрытыми глазами? Где они преимущественно регистрируются? Какова их

частота и амплитуда?

60.Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях.

Локальными или генерализованными они являются?

____________________

1.В каком возрасте у детей происходит наиболее интенсивное развитие

коры большого мозга?

2.Опишите основные особенности ЭЭГ детей первых месяцев жизни,укажите

их причины.

3.Опишите динамику ЭЭГ в раннем онтогенезе. В каком возрасте ЭЭГ детей

не отличается от таковой у взрослых?

4.Назовите основные особенности условных рефлексов новорожденных детей.

5.Чем объясняются особенности условных рефлексов новорожденных?

6.В каком возрасте и какие самые первые условные рефлексы

вырабатываются у грудных детей?

7.С каких рефлексогенных зон образуются первые натуральные пищевые

условные рефлексы у новорожденных детей? С чем это связано?

8.С какого возраста возможно образование условных рефлексов у детей с

проприоцептивного (двигательного), и внешних анализаторов?

9.На какие раздражители внешней среды возможно образование первых

условных рефлексов у грудных детей в возрасте 2 - 3 месяцев жизни? В каком

возрасте появляется наиболее живая ориентировочная и исследовательская

деятельность у детей?

10.Что такое импринтинг?

11.Каково место импринтинга среди условных и безусловных рефлексов?

12.Назовите три основные разновидности (формы) проявления импринтинга,

дайте им пояснения.

13.Опишите кратко эксперимент, с помощью которого можно показать, что

врожденная реакция следования требует определенных условий для своей

реализации.

14.Назовите свойства (черты) импринтинга,сходные со свойствами

безусловных и условных рефлексов.

15.Назовите свойства (черты) импринтинга, отличающие эту форму

реагирования от условных и от безусловных рефлексов.

Занятие 2-е

ПОВЕДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА

1.Какие формы ответных реакций организма обеспечивают поведенческое его

приспособление в окружающей среде?

2.Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие

формы безусловного торможения Вам известны?

3.Каков механизм и физиологическое значение внешнего торможения

условных рефлексов?

4.Каков механизм и физиологическое значение запредельного торможения

условных рефлексов?

5.Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы

условного торможения Вам известны?

6.Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как

изменяется условный рефлекс при этом?

7.Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов ?

Как изменяется условный рефлекс при этом?

8.Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс

при этом?

9.Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем

сущность проявления этого вида торможения?

10.Каково биологическое значение различных видов условного торможения

условных рефлексов?

11.Дайте определение понятия "тип ВНД".Что лежит в основе классификации

типов ВНД?

12.Как определяют силу процесса возбуждения по работоспособности?

13.Как на основе закона силовых отношений определяют силу процесса

возбуждения в коре больших полушарий?

14.Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью

фармакологического тестирования?

15.Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

16.Назовите и опишите основные приемы, с помощью которых можно

определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

17.Какие типы ВНД различают по И.П.Павлову? Сопоставьте их с

соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

18.Перечислите основные особенности ВНД человека.

19.Что такое сон?

20.Какие основные фазы сна выделяют по характеру ЭЭГ?

21.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна?

Дайте им характеристику.

22.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им

характеристику.

23.Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность?

Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

24.Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для

фазы "медленного" сна?

25.Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для

"быстрого" сна?

26.Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

27.Как влияет на последующий ночной сон эмоциональный стресс?

28.Каково физиологическое значение сна?

29.Назовите основные факторы,побуждающие возникновение сновидений и

влияющие на их содержание.

30.Дайте определение понятию "гипноз".

31.Какие основные физиологические изменения в организме человека

возникают в процессе углубления гипнотического состояния?

32.Какие основные стадии гипноза по И.П.Павлову Вам известны? Чем они

характеризуются?.

33.Что означает понятие "психосоматическая медицина"? Что является ее

теоретической основой?

34.В чем заключается сущность метода психоанализа, разработанного

Фрейдом?

35.Каковы физиологические предпосылки и механизм влияния коры большого

мозга на внутренние органы?

36.Каков механизм патогенного влияния внутренних органов на состояние

психики человека?

37.Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она

выражается?

38.Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

39.Опишите метод тахистоскопии при изучении межполушарной асимметрии.

40.Как проводится тест Вада при изучении межполушарной асимметрии?

41.Какова основная функциональная специализация левого полушария

головного мозга человека?

42.Какова основная функциональная специализация правого полушария

головного мозга человека?

43.Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что

понимают под первой и второй сигнальными системами?

44.Назовите виды осознаваемой деятельности мозга.

45.Перечислите виды подсознательной деятельности мозга.

46.Дайте определение понятия "эмоция".

47.Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим

субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

48.Назовите основные факторы (причины), вызывающие отрицательные и

положительные эмоции.

49.Назовите три основных компонента эмоциональной реакции? Дайте

необходимые пояснения.

50.Перечислите основные вегетативные компоненты, сопровождающие

выраженную эмоциональную реакцию?

51.Каково биологическое значение потребности организма?

52.Какие формы потребностей Вам известны? Приведите соответствующие

примеры.

53.Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины

возникновения мотиваций и их значение.

54.Перечислите стадии развития эмоционального состояния (по

Г.И.Косицкому).

55.Что характерно для стадии эмоционального напряжения (СН I)? Ее

физиологическое значение?

56.Что характерно для стадии отрицательной стенической эмоции (СН II)?

Ее физиологическое значение?

57.В каких условиях возникает и что характерно для стадии отрицательной

астенической эмоции (СН III)?

58.Что характерно для стадии невроза (СН IV)? Перечислите основные

экспериментальные приемы, способствующие развитию невротических состояний.

59.Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

60.Чем отличается речь человека от языка животных?

--------------

1.С какого возраста у детей начинает отчетливо проявляться безусловное

торможение деятельности? Приведите пример.

2.В каком возрасте у детей вырабатываются различные виды условного

торможения? К какому возрасту все виды условного торможения выражены

достаточно хорошо?

3.Назовите основные особенности всех видов условного торможения у детей

первого года жизни.

4.Что характерно для условнорефлекторной деятельности ребенка ясельного

периода развития?

5.С какого возраста у детей обнаруживаются четкие типологические

особенности ВНД и к какому возрасту заканчивается их формирование?

6.Как изменяется суточная потребность (продолжительность) сна у детей

различного возраста?

7.Как изменяется в процентном отношении у детей с возрастом

продолжительность парадоксального сна?

8.С какого возраста появляются эмоциональные реакции в поведении детей

и в чем заключается приспособительный характер этих реакций?

9.С какого возраста у детей начинают вырабатываться условные рефлексы

на слова и в каком возрасте у них формируется абстрактно-словесное

мышление?

10.Каков словарный запас детей в возрасте 1 года,2-х,3-х и 4-х лет?

11.В чем заключаются особенности развития ребенка,изолированного от

общества, например, попавшего в раннем возрасте в логово зверя?

12.Назовите главное условие,которое определяет привязанность ребенка к

родителям? От чего зависит формирование типологических особенностей ВНД

ребенка?

13.Опишите кратко эксперимент, с помощью которого можно показать, что

врожденная реакция следования требует определенных условий для своей

реализации.

14.Назовите три основные разновидности (формы) проявления импринтинга,

дайте им пояснения.

15.Назовите свойства (черты) импринтинга, отличающие эту форму

реагирования от условных и от безусловных рефлексов.

Ч А С Т Ь II. О Т В Е Т Ы

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ.

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

(два занятия)

Занятие 1-е

ПРИРОДА ВОЗБУЖДЕНИЯ

1.Раздражимость - это общее свойство живой материи изменять свое

состояние при действии раздражителя. Возбудимость - свойство некоторых

тканей генерировать потенциал действия.

2.Возбудимость - это частный случай раздражимости.Возбудимыми называют

ткани,клетки которых способны генерировать потенциал действия,а

невозбудимыми -клетки которых не способны к генерации потенциала действия.

3.Возбудимыми - нервной и мышечной, невозбудимыми - эпителиальной и

соединительной (собственно соединительной, хрящевой, костной, ретикулярной

и жировой).

4.Раздражитель - это изменение внешней или внутренней среды

организма,воспринимаемое клетками и вызывающее ответную реакцию.

5.Физические-электрические,механические,температурные,световые;

химические- различные соединения и газы.

6.Универсальность, простота дозировки по силе,длительности,крутизне

нарастания и частоте стимулов,простота включения и выключения.

7.Готовят препарат задней лапки лягушки с седалищным нервом,набрасывают

седалищный нерв лягушки на мышцу бедра так,чтобы он одновременно касался

поврежденного и неповрежденного участков мышцы,и наблюдают сокращение мышц

конечности.

8.Готовят два нервно-мышечных препарата лягушки,накладывают нерв

второго препарата на мышцу первого; раздражение нерва первого препарата

вызывает сокращение обеих мышц.

9.Неодинаковая концентрация анионов и катионов по обе стороны клеточной

мембраны, что является следствием различной проницаемости мембраны для

разных ионов и активного транспорта ионов с помощью ионных помп.

10.Разность потенциалов между внутренней и наружной сторонами клеточной

мембраны.Равен 50-90 мВ.

11.См. рис.1.

12.Ионы натрия и хлора - в межклеточной жидкости, ионы калия -

внутриклеточно.Внутренняя отрицательно,наружная -положительно.

13.Глютамат, аспартат, органический фосфат, сульфат. Клеточная мембрана

непроницаема для них.

14.Ионы калия выходят из клетки,ионы натрия входят в клетку.Потому что

постоянно работает натрий-калиевая помпа и переносит такое же число ионов

натрия и калия обратно,поддерживая их концентрационный градиент.

15.Путем введения в клетку радиоактивного изотопа натрия и его

появления во внеклеточной среде (выведение вопреки концентрационному

градиенту).Блокирование процесса синтеза АТФ исключает выведение натрия.

16.Свойство мембраны пропускать различные вещества, в том числе

незаряженные частицы и ионы. Зависит от наличия различных каналов и их

состояния ("ворота" открыты или закрыты), от растворимости частиц в

мембране, от размеров частиц и каналов.

17.Способность ионов проходить через клеточную мембрану. Зависит от

проницаемости клеточной мембраны и от концентрационного и электрического

градиентов.

18.Проницаемость для ионов калия больше,чем для ионов натрия. Ион

калия. Потенциал покоя - алгебраическая сумма электрических зарядов,

создаваемых всеми ионами, находящимися в клетке и вне клетки.

19.От проницаемости клеточной мембраны для данного иона, а также от его

концентрационного и электрического градиентов.

20.Опыт с перфузией гигантского аксона кальмара солевыми растворами:

при уменьшении концентрации калия в перфузате потенциал покоя

уменьшается,при увеличении концентрации калия потенциал покоя

увеличивается.

21. E = RT/zF х ln Co/Ci ,где Сo и Ci - внешняя и внутренняя

концентрация ионов соответственно; R -универсальная газовая постоянная; T -

абсолютная температура; F -постоянная Фарадея;z -заряд иона.

22.Величина мембранного потенциала,при которой вход ионов калия в

клетку и выход их из клетки уравновешены.

23.Активный транспорт (с затратой энергии) с помощью "насосов" и

пассивный транспорт (без затраты энергии) согласно законам диффузии.

24.Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).Первый путь - расщепление

креатинфосфата(креатинфосфат восстанавливается за счет гликолиза).Второй

путь - окисление углеводов и жирных кислот (окислительное

фосфорилирование).

25.Канал образован белковыми молекулами, которые пронизывают всю толщу

мембраны,он имеет "ворота",представляющие собой белковые молекулы,способные

менять свою конформацию под влиянием электрического поля ("ворота" открыты

или закрыты).

26.Путем применения специфических блокаторов ионных каналов и

предотвращения тем самым пассивного движения соответствующих ионов в клетку

или из клетки,о чем судят по изменению величины потенциала покоя.

27. 1)По возможности управления их функций- управляемые и неуправляемые

; 2) в зависимости от стимула - потенциало-,хемо-, и механочувствительные ;

3) в зависимости от селективности - ионоселективные и не обладающие

селективностью.

28. Для калия - медленные неуправляемые, быстрые

потенциалчувствительные и кальцийзависимые. Для натрия - медленные

неуправляемые и быстрые потенциалчувствительные.Для кальция- медленные и

быстрые потенциалчувствительные.Каналы для хлора.

29.Через управляемые каналы ионы проходят очень быстро,когда открыты

"ворота",через неуправляемые - постоянно и медленно (каналы утечки ионов).

30.Тетродотоксин (ТТХ) - для натриевых каналов, тетраэтиламмоний (ТЭА)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.