реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


импульсации в отдельных нервных волокнах и изменением числа возбужденных

волокон.

27.С помощью электрических импульсов,поступающих в определенные зоны

коры (частотно-пространственное кодирование) - механизм кратковременной

памяти, а также с помощью химических и структурных изменений в нейронах

(долговременная память) - хранение информации.

28.Качество (модальность) раздражителя, количество (сила),пространство

(область действия раздражителя на теле организма и в окружающей среде) и

время - длительность действия раздражителя.

29.Анализ - различение всех действующих на организм

раздражителей.Синтез - восприятие (формирование) образов, узнавание

предмета,явления.

30.Возникновение ощущений и сличение поступившей информации с

закодированной ранее и хранящейся в центральной нервной системе с помощью

механизмов памяти.

31.Роговица (передняя и задняя поверхности),хрусталик и стекловидное

тело; 70 и 60 диоптрий соответственно.

32.Миопия,гиперметропия,астигматизм.

33.Миопия - это близорукость,главный фокус находится впереди сетчатки

вследствие увеличения продольной оси глаза; гиперметропия - это

дальнозоркость,главный фокус находится за сетчаткой вследствие короткой

продольной оси глаза.

34.Дефект оптической системы глаза - неодинаковое преломление лучей на

роговице вследствие различной ее кривизны на разных участках (в различных

плоскостях),в результате чего главный фокус в одном месте может попадать на

сетчатку, в другом находится перед или за ней, что искажает воспринимаемое

изображение.Устраняется цилиндрическими линзами очков.

35.В совмещении главного фокуса преломляющих сред глаза с сетчаткой.

При миопии - двояковогнутые (рассеивающие) линзы, при гиперметропии -

двояковыпуклые (собирательные) линзы, при астигматизме - цилиндрические

линзы с различной преломляющей силой в разных их участках.

36.Неодинаковое преломление лучей в центральном и периферическом

участках хрусталика и роговицы, что ведет к рассеиванию лучей и нерезкому

изображению.За счет уменьшения диаметра зрачка.

37.Пропускает к сетчатке световые лучи,регулирует величину светового

потока (в темноте расширяется,на свету суживается) и уменьшает сферическую

аберрацию глаза.

38.Пигментный слой (фусцин),поглощая свет,препятствует его отражению и

рассеиванию,что способствует четкости зрительного восприятия,участвует в

выработке зрительного пигмента.

39.Точку в оптической системе глаза,через которую лучи идут,не

преломляясь.

40.Угол,образованный двумя лучами,идущими от двух крайних точек

рассматриваемого предмета или его деталей через узловую точку глаза.

41.См.рис.48

42.Аккомодация,дивергенция,конвергенция.

43.При рассматривании близко расположенных предметов мышцы

сокращаются,натяжение связок уменьшается,хрусталик становится более

выпуклым.При рассматривании далеко расположенных предметов имеют место

обратные явления.

44.Произвольные движения глаз и фиксационный рефлекс.

45.Быстрое (скачкообразное) непроизвольное движение глаз,направленное

на совмещение изображения на сетчатке с центральной ямкой.

46.Вследствие быстрых постоянных непроизвольных движений глаз (саккад)

и превращения тем самым сплошного раздражения в прерывистое,так как луч

света постоянно смещается с одних рецепторов на другие.

47.1) Зрачковый рефлекс; 2) два рода фоторецепторов - палочки для

сумеречного видения и колбочки для дневного видения; 3) расщепление

зрительных пигментов на свету и ресинтез их в темноте; 4) изменение

рецептивного поля ганглиозных клеток (в темноте больше,на свету меньше).

48.Палочки - родопсин; колбочки -

йодопсин,хлоролаб,эритлаб,обеспечивающие цветовое зрение.

49.Лишенная фоторецепторов часть сетчатки,соответствующая месту выхода

зрительного нерва и не чувствительная к световому раздражителю.Опыт

Мариотта.

50.Испытуемый берет рисунок с кружком и крестиком на черном фоне,один

глаз закрывает,вторым смотрит на крестик (при этом видит и кружок),а затем

медленно приближает рисунок к глазу - на расстоянии 15 - 25 см от глаза

восприятие кружка исчезает.

51.Потому,что на этом расстоянии при фиксации взора на крестике

изображение кружка приходится на слепое пятно в сетчатке глаза.

52.Желтое пятно - это место наилучшего видения,где находятся

преимущественно колбочки,а в его центральной ямке - только колбочки.

53.Наименьшим углом зрения,под которым глаз еще способен видеть

отдельно две точки. 1 минута (такая острота зрения принимается за 1,0).

54.С помощью таблицы Головина: V = d/D, где V - острота зрения, d -

максимальное расстояние до таблицы,с которого исследуемый в состоянии

прочесть данную строку , D - максимальное расстояние,с которого он должен

видеть данную строку при нормальном зрении.

55.Здесь расположены только колбочки,диаметр их наименьший,и они

соединены с меньшим числом биполярных нейронов (иногда с одним)

56.За счет наличия центрального и периферического зрения,что

обеспечивает большой диапазон угла зрения.

57.Цветовое зрение.Трихроматическая теория.Обнаружены три типа колбочек

,в которых содержится пигмент,чувствительный к синему,зеленому или желтому

цвету.

58.Протанопия - слепота на красный цвет,дейтеронопия - слепота на

зеленый,тританопия - слепота на синий и фиолетовый.

59.Биполярные нейроны,аксоны которых образуют обонятельные нервы;

расположены в области верхних носовых ходов,являются первичными

рецепторами.

60.Совокупность нескольких рецепторных и опорных клеток; являются

вторичными; по лицевому (барабанная струна) и языкоглоточному нервам.

----------------

1.С момента рождения, в небольшом количестве. В возрасте 1,5 - 2

месяца.

2.Движения глаз и век некоординированные, отсутствует плавность

движений глаз,наблюдается нистагм. Мигательный рефлекс - с первых дней

жизни, смыкание век - в 1,5 месяца.

3.В фиксации взора на предмете с одновременным торможением всех

движений,появляется в двухнедельном возрасте, длится в этом возрасте 1 - 2

минуты.

4.Зрачки узкие,а зрачковый рефлекс выражается в основном сужением

зрачка на свету.Расширение зрачка при слабой освещенности выражено

недостаточно.

5.У 90% новорожденных; причина - шарообразная форма глазного яблока

(укорочение продольной оси глаза); проходит к 8 - 12 годам.

6.Миопия развивается у 30-40% детей дошкольного и школьного возраста.

Непосредственная причина в большинстве случаев - увеличение продольной оси

глаза.

7.Длительное чтение в положении сидя с большим наклоном головы или при

расположении книги ближе 30 см от глаз,недостаточная

освещенность,продолжительное рассматривание мелких предметов,наследственная

предрасположенность (недостаточная жесткость склеры).

8.Названные факторы ведут к увеличению кровенаполнения глаза, а

следовательно, к увеличению внутриглазного давления.Последнее вызывает у

растущего организма удлинение глазного яблока (увеличение продольной оси

глаза).

9.Потому что оно ведет к увеличению кровенаполнения глаза, а

следовательно, к увеличению внутриглазного давления.Последнее вызывает у

растущего организма удлинение глазного яблока (увеличение продольной оси

глаза).

10.Она равна 0,1, 0,2 и 1,0 соответственно.

11.У детей старше 5 лет и подростков, как правило, больше,чем у

взрослых. Размеры аккомодации у детей больше,чем у взрослых вследствие

большей эластичности хрусталика.

12.Сразу после рождения. В 6 месяцев и в возрасте 3 лет соответственно.

13.У новорожденного вкусовые рецепторы расположены на всей поверхности

слизистой рта, по всему языку и даже на слизистой губ.

14.Сладкие вещества у новорожденных вызывают сосательные движения и

общее успокоение; горькие,кислые и соленые - гримасу

неудовольствия,закрывание глаз,общие движения.Пороги высокие.

15.На 7-м . Низкая чувствительность (в десятки раз ниже,чем у взрослых)

и быстрая адаптация (на повторное раздражение дети почти не реагируют).

Занятие 2- е

СЛУХОВОЙ,ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ,ТАКТИЛЬНЫЙ,ТЕМПЕРАТУРНЫЙ,

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ,ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ,НОЦИЦЕПЦИЯ

1.Совокупность нервных образований,воспринимающих и анализирующих

изменения внешней и внутренней среды организма.

2.Внешние и внутренние.Внутренние, воспринимая изменения внутренней

среды организма,участвуют в регуляции функций внутренних

органов.Внешние,являясь многоканальной системой связи с внешним

миром,обеспечивают возможность познания его и формирование

приспособительных реакций в окружающей среде.

3.Периферический отдел - рецепторы, проводниковый - афферентные нейроны

и проводящие пути,корковый отдел - проекционная и ассоциативная зона коры

больших полушарий.

4.Восприятие раздражений,первичный анализ раздражителей,поддержание

тонуса центральной нервной системы.

5.Посредством трансформации энергии раздражения в нервный импульс.

6.Проводниковый отдел обеспечивает доставку информации в корковый отдел

анализатора и частичную ее переработку в афферентных нейронах.Корковый

отдел обеспечивает высший анализ и синтез поступающей в центральную нервную

систему информации - возникновение ощущений и восприятие (формирование)

образов.

7.Высокая чувствительность к адекватным раздражителям,функционирование

в широком диапазоне интенсивности раздражения,взаимодействие

анализаторов,обеспечивающее всестороннюю оценку явления.

8.Силу,высоту,длительность действия,характер действия

(например,сплошной или прерывистый звук),локализацию источника звука.

9.От 16 Гц до 20000 Гц, снижается верхняя граница.1-4 тыс.Гц. Данный

диапазон частот примерно соответствует частотам звуковых

колебаний,характерных для человеческой речи.

10.На наличии двух симметричных половин слухового анализатора

(бинауральный слух):звуковая волна приходит к одному уху несколько раньше и

большей силы со стороны источника звука,что и оценивает слуховой анализатор

с большой точностью.

11.Один градус.Если подавать звук к ушам при помощи двух резиновых

трубок различной длины,то звук раньше воспринимается с той стороны,где

трубка короче.

12.Мышца,напрягающая барабанную перепонку при сильном

звуке,ограничивает ее колебания;стременная мышца при сокращении

ограничивает движение стремечка.Обе мышцы предохраняют элементы внутреннего

уха от чрезмерных колебаний и повреждений при сильных звуках.

13.В ней размещаются слуховые косточки,передающие звуковые колебания на

кортиев орган,и воздух,обеспечивающий колебания барабанной перепонки

вследствие его сжатия. Евстахиева труба открывается и закрывается при

каждом глотке, что поддерживает атмосферное давление в барабанной полости.

14.Воздушный и костный. Испытуемый перестает слышать звучание

камертона,если плотно закрыть наружные слуховые проходы,но слышит звук,если

камертон касается костей черепа.

15.О том,что поврежден звукопроводящий аппарат, но не поврежден

звуковоспринимающий кортиев орган и слуховой нерв.

16.Во-первых, за счет большей поверхности барабанной перепонки по

сравнению с поверхностью стремечка; во-вторых,за счет того,что барабанная

перепонка передает свое колебание на более длинное плечо

рычага,образованного слуховыми косточками.

17.Верхний (вестибулярная лестница),средний (перепончатый канал) и

нижний (барабанная лестница).

18.Барабанная перепонка -слуховые косточки - мембрана овального окна-

перилимфа верхнего канала и эндолимфа среднего канала -основная мембрана-

рецепторные волосковые клетки.

19.Защита среднего уха от внешней среды; передача звуковых колебаний во

внутреннее ухо с помощью слуховых косточек (молоточек,наковальня и

стремечко); усиление звуковосприятия.Соответствует.

20.В целом они обеспечивают возможность колебания лимфы улитки. При

этом толчок стремечка передается на перепонку овального окна,а наличие

перепонки круглого окна обеспечивает распространение бегущей волны лимфы.

21.Действие звука вызывает колебания основной мембраны и расположенных

на ней рецепторных волосковых клеток.Касаясь текториальной мембраны

,волоски деформируются, что и является раздражением фонорецепторов.

22.1- спиральный ганглий в улитке; 2- кохлеарное ядро в продолговатом

мозге; 3- нижние холмики четверохолмия среднего мозга; 4 - медиальное

коленчатое тело (метаталамус); 5 - височная доля коры.

23.Воспроизведение слов и других звуков, произносимых перед ушной

раковиной, с помощью громкоговорителя,соединенного проводами с улиткой.

24.При разрушении завитка улитки у ее основания исчезают условные

рефлексы на высокие тоны, при разрушении вершины улитки -исчезают условные

рефлексы на низкие тоны,при разрушении среднего завитка - исчезают условные

рефлексы на звуки средней частоты.

25.С помощью пространственного и частотного механизма кодирования,когда

частота импульсов,возникающих в рецепторах кортиевого органа (у вершины

улитки) и волокнах слухового нерва соответствует частоте звуковых

колебаний.

26.При помощи пространственного кодирования,когда с увеличением частоты

звука максимальная амплитуда колебаний основной мембраны смещается от

вершины улитки к ее основанию.

27.Улитка и вестибулярный аппарат.Преддверия и трех полукружных

каналов.

28.В преддверии - макулы отолитового аппарата, в ампулах полукружных

каналов - кристы.

29.Об изменении положения головы,вибрации,линейного ускорения

относительно трех осей :вертикальной,фронтальной и саггитальной.

30.Для рецепторов отолитового аппарата - изменение положения

головы,ускорение или замедление прямолинейного движения. Для рецепторов

полукружных каналов - ускорение или замедление вращательного движения

относительно трех осей.

31.Участвует в регуляции мышечного тонуса,в сохранении естественной

позы и восстановлении нарушенной позы.

32.Рефлексогенной зоной нистагма глаз и головы являются рецепторы

полукружных каналов вестибулярного аппарата; познотонических и

выпрямительных рефлексов - рецепторы отолитового аппарата преддверия

улитки.

33.Головокружение,тошнота,рвота,изменение работы сердца,сосудистые

реакции,что ведет к уменьшению или повышению кровяного давления.

34.Отклонение головы, насильственные вращательные движения и падение в

оперированную сторону.

35.Головокружение,тошнота,невозможность сохранять вертикальное

положение тела.Компенсируется через несколько месяцев.

36.Одностороннего,потому что возникает дисбаланс афферентной

импульсации,поступающей в центральную нервную систему.

37.Осязание - это совокупность ощущений,возникающих при раздражении

кожи (прикосновение,давление,температура) и рецепторов опорно-двигательного

аппарата.

38.Наименьшее расстояние между двумя точками на коже,одновременное

прикосновение к которым воспринимается раздельно.Для спины этот порог равен

60 мм,для кончиков пальцев - 2 мм.

39.Кожа,кожные и подкожные сосуды,роговица глаза,слизистые

оболочки,центральная нервная система (гипоталамус,спинной мозг).

40.Потому что холодовые рецепторы расположены более поверхностно,чем

тепловые,их в несколько раз больше по сравнению с тепловыми,они могут

возбуждаться горячей водой (выше 45оС).

41.Прикосновения,давления,вибрации,щекотки.

42.Свободных нервных окончаний и любых других рецепторов при действии

любого сильного раздражителя.

43.Повышается мышечный тонус,усиливается сердечная деятельность и

дыхание,угнетается функция пищеварительного тракта и почек.

44.Более обширное корковое представительство различных участков тела,

т.е. более точное пространственное кодирование,и практика - возможность

наблюдения раздражаемого участка,мышечное чувство.

45.Мышечные веретена - в мышцах,рецепторы Гольджи - в

сухожилиях,рецепторы типа телец Руффини и телец Пачини - в суставах.

46.Информируют о положении частей тела и конечностей относительно всего

тела,участвуют в управлении опорно-двигательным аппаратом,в поддержании

тонуса центральной нервной системы и скелетной мускулатуры,что способствует

сохранению естественной позы.

47.См.рис.49

48.Гамма-эфферентные волокна,иннервируют сократительные элементы

мышечного веретена (интрафузальные мышечные волокна).

49.Регулируют их активность с помощью изменения силы сокращения

интрафузальных мышечных волокон,что ведет к изменению натяжения ядерной

сумки веретена и,следовательно, к усилению импульсной активности в

соответствующих афферентных волокнах.

50.Ядерная сумка,за счет изменения ее натяжения при сокращении и

расслаблении экстра- и интрафузальной мускулатуры.

51.Мышечные веретена возбуждаются при расслаблении скелетной мышцы,а

рецепторы Гольджи - при сокращении.

52.При шагательном рефлексе возбуждение рецепторов Гольджи ведет к

расслаблению,а возбуждение мышечных веретен - к сокращению скелетной мышцы.

53.Нарушится координация движения конечности и снизится тонус ее мышц.

54.Механо-,хемо-,термо- и осмо- и волюморецепторы.Информируя ЦНС о

состоянии внутренней среды организма, участвуют в регуляции функций

внутрених органов.

55.1)Зрачковый рефлекс;2) два рода фоторецепторов - палочки для

сумеречного видения и колбочки для дневного видения;3) изменение

светочувствительности зрительных пигментов (расщепление их на свету и

ресинтез в темноте);4) изменение рецептивного поля ганглиозных клеток (в

темноте больше,на свету меньше).

56.Вследствие быстрых постоянных непроизвольных движений глаз (саккад)

и превращения тем самым сплошного раздражения в прерывистое,так как луч

света постоянно смещается с одних рецепторов на другие.

57.Быстрое (скачкообразное) непроизвольное движение глаз,направленное

на совмещение изображения на сетчатке с центральной ямкой.

58.Наименьшим углом зрения,под которым глаз способен еще видеть

отдельно две точки.1 минута. Такая острота зрения принимается за 1,0.

59.С помощью таблицы Головина: V = d/D, где V - острота зрения, d -

максимальное расстояние до таблицы,с которого исследуемый в состоянии

прочесть данную строку , D - максимальное расстояние,с которого он должен

видеть данную строку при нормальном зрении.

60.В совмещении главного фокуса преломляющих сред глаза с сетчаткой.

При миопии - двояковогнутые (рассеивающие) линзы, при гиперметропии -

двояковыпуклые (собирательные) линзы, при астигматизме - цилиндрические

линзы с различной преломляющей силой в разных их участках.

----------------

1.Сразу после рождения.Наиболее рано - вестибулярного аппарата,позже

других - слухового и зрительного анализаторов.

2.Рациональная тренировка и отдых в процессе обучения и воспитания

ребенка. К 17 - 20 годам жизни.

3.Возможно,об этом свидетельствует возникновение шевелений плода и

учащение его сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы

беременности.

4.Общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание

глаз,открывание рта,вытягивание губ,урежение дыхания и пульса.

5.В возрасте 2-х месяцев, в 14 - 19 лет соответственно.

6.В возрасте 6 - 7 месяцев, 32000 Гц (у взрослого 16000 Гц).

7.В 4 - 5 месяцев. Статические и статокинетические.

8.Общую двигательную реакцию.На втором и третьем месяцах жизни

соответственно.

9.Достаточно хорошо воспринимает и холод и тепло,но к холоду более

чувствителен.

10.При резком охлаждении возникают сморщивание лица,общая двигательная

реакция,крик,побледнение кожи. При согревании ребенок успокаивается,кожа

розовеет.

11.Возникает.У новорожденных ниже.В возрасте одного и двух-трех лет

соответственно.

12.Мимические движения; сразу после рождения.

13.К 7 - 8 месяцам внутриутробной жизни. Мимическими движениями.

Острота обоняния у новорожденных в 20 - 100 раз ниже, чем у взрослых.

14.На 2 - 3-м и на 4-м месяцах жизни соответственно. Адекватными

эмоционально-двигательными реакциями.

15.Сразу после рождения. В 6 месяцев и в возрасте 3 лет соответственно.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(два занятия)

Занятие 1-е

ПОНЯТИЯ. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. НАУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНД

1.Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих

сознание, подсознательную переработку информации и индивидуальное поведение

организма в окружающей среде и обществе.

2.Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих

осуществление безусловных рефлексов.

3.Осознаваемая активность мозга, сопровождаемая или несопровождаемая

физической работой. ВНД - понятие более широкое: психическая деятельность -

составная часть ВНД.

4.Сознание - субъективное, идеальное отражение с помощью мозга реальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.