реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


57.Тормозит или возбуждает ретикулярная формация продолговатого мозга и

моста альфа- и гаммамотонейроны мышц-сгибателей и мышц-разгибателей?

58.Нарисуйте схему,отражающую участие ретикулярной формации моста и

продолговатого мозга в регуляции тонуса мышц-разгибателей.

59.Какое состояние и почему возникает у животного после разрушения

ретикулярной формации,а также после перерезки афферентных путей,идущих к

ней?

60.Нарисуйте схему,отражающую механизм возникновения децеребрационной

ригидности при перерезке ствола мозга между средним мозгом и мостом.

---------------

1.Опишите сущность и способ вызова туловищной выпрямительной реакции.С

какого срока жизни она формируется?

2.Опишите сущность и способ вызова верхнего рефлекса Ландау,в каком

возрасте он формируется?

3.Опишите сущность и способ вызова нижнего рефлекса Ландау, в каком

возрасте он формируется?

4.Опишите сущность и способ вызова рефлекса Кернига,в каком возрасте он

исчезает?

5.Опишите отличительные особенности ориентировочного рефлекса

новорожденного в первые и последующие дни жизни.

6.Что лежит в основе механизма развития произвольных двигательных

навыков у детей? Какие два основных пути обеспечивают это?

7.Перечислите двигательные навыки ребенка,которые он приобретает в

возрасте от 2-х до 5-ти месяцев.

8.Перечислите двигательные навыки ребенка,которыми он овладевает в

возрасте с 5-ти до 9-ти месяцев.

9.Перечислите двигательные навыки и их особенности,которыми ребенок

овладевает при помощи верхних конечностей в возрасте 9-12 месяцев.

10.Опишите процесс обучения ребенка ходьбе,с какого месяца жизни

ребенка обычно это начинают,какой момент считают началом самостоятельной

ходьбы,в каком возрасте это бывает?

11.В каком возрасте у ребенка различия в действиях правой и левой руки

приобретают устойчивый характер,что этому способствует?

12.В каком возрасте ребенок начинает бегать,подпрыгивать на месте?

Когда отмечается наиболее высокий темп развития точности и частоты

воспроизводимых движений,чем объясняется последнее?

13.Опишите сущность и способ вызова рефлекса обхватывания (Моро),до

какого возраста он сохраняется у ребенка?

14.Опишите сущность и способ вызова подошвенного рефлекса (Бабинского).

15.Опишите сущность и способ вызова коленного рефлекса

новорожденного,объясните причину его отличия от коленного рефлекса

взрослых.

Занятие 4-е

ПЕРЕДНИЙ МОЗГ.МОЗЖЕЧОК. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

1.Перечислите отделы ЦНС и их структурные элементы,составляющие

передний мозг.

2.Назовите образования промежуточного мозга.Какой тонус скелетных мышц

наблюдается у диэнцефального животного (удалены полушария большого мозга),в

чем он выражается?

3.На какие группы и подгруппы делят ядра таламуса и как они связаны с

корой больших полушарий?

4.Как называют нейроны,посылающие информацию к специфическим

(проекционным) ядрам таламуса? Как называют пути,которые образуют их

аксоны?

5.Каким центром (по функции) и почему называют таламус?

6.Какие функции выполняют неспецифические ядра таламуса?

7.Назовите структурные образования метаталамуса.Специфическими

(переключающими,ассоциативными) или неспецифическими ядрами они являются?

8.Какие ядра среднего и промежуточного мозга образуют подкорковые

зрительные и слуховые центры?

9.В осуществлении каких реакций,кроме регуляции функций внутренних

органов,принимает участие гипоталамус?

10.Назовите соматосенсорные зоны коры больших полушарий,укажите места

их расположения и назначение.

11.Назовите моторные зоны коры больших полушарий и места их

расположения.

12.Что понимают под пирамидной системой? Какова ее функция?

13.Перечислите основные структурные образования экстрапирамидной

системы.

14.Каковы функции экстрапирамидной системы?

15.Какие структуры головного мозга составляют стриопаллидарную систему?

Какие реакции возникают в ответ на стимуляцию ее структур?

16.Перечислите основные функции,в выполнении которых важную роль играет

полосатое тело.

17.Каковы функциональные взаимоотношения полосатого тела и бледного

шара? Какие двигательные расстройства возникают при повреждении полосатого

тела?

18.Какие двигательные расстройства возникают при повреждении бледного

шара?

19.Назовите структурные образования,составляющие лимбическую систему.

20.Что характерно для распространения возбуждения между отдельными

ядрами лимбической системы,а также -между лимбической системой и

ретикулярной формацией? Чем это обеспечивается?

21.От каких рецепторов и отделов ЦНС поступают афферентные импульсы к

различным образованиям лимбической системы,куда посылает импульсы

лимбическая система?

22.Какие влияния оказывает лимбическая система на сердечно-

сосудистую,дыхательную и пищеварительную системы? Посредством каких

структур осуществляются эти влияния?

23.В процессах кратковременной или долговременной памяти играет важную

роль гиппокамп? Какой экспериментальный факт об этом свидетельствует?

24.Приведите экспериментальные доказательства,свидетельствующие о

важной роли лимбической системы в поведении животного,эмоциональных

реакциях.

25.Перечислите основные функции лимбической системы.

26.Какие три отдела мозжечка выделяют в структурно-функциональном

отношении? Как они расположены друг относительно друга? От каких рецепторов

поступают импульсы в кору мозжечка?

27.С какими отделами ЦНС мозжечок связан с помощью нижних,средних и

верхних ножек?

28.С помощью каких ядер и структур ствола мозга мозжечок реализует свое

регулирующее влияние на тонус скелетной мускулатуры и двигательную

активность организма? Возбуждающим или тормозным оно является?

29.Какие функции и с помощью каких структур ствола мозга выполняет

средняя часть мозжечка (червь)?

30.Какую главную двигательную функцию и с помощью каких структур ЦНС

выполняет промежуточная зона мозжечка?

31.Какую двигательную функцию выполняют полушария мозжечка и как это

осуществляется ?

32.Какое влияние оказывает мозжечок на гомеостаз,как изменяется

гомеостаз при повреждении мозжечка?

33.Какой отдел головного мозга называют высшим вегетативным центром?

Что называют тепловым уколом Клода Бернара?

34.Какие группы химических веществ (нейросекретов) поступают от

гипоталамуса к передней доле гипофиза и каково их значение,какие гормоны

поступают в заднюю долю гипофиза?

35.Какие рецепторы,воспринимающие отклонения от нормы параметров

внутренней среды организма,обнаружены в гипоталамусе?

36.Центры регуляции каких биологических потребностей обнаружены в

гипоталамусе?

37.Какие органы иннервируют симпатическая и парасимпатическая нервная

система?

38.Где расположены спинномозговые центры симпатической нервной системы?

39.В каких отделах ЦНС расположены центры парасимпатической нервной

системы?

40.Назовите нервы,в составе которых идут парасимпатические волокна?

41.Чем отличается рефлекторная дуга вегетативной нервной системы от

рефлекторной дуги соматической нервной системы?

42.Назовите виды рефлексов вегетативной нервной системы по уровню

замыкания.

43.Нарисуйте схему рефлекторной дуги симпатической нервной системы и

обозначьте пять ее звеньев.

44.Нарисуйте схему рефлекторной дуги парасимпатической нервной системы

и обозначьте пять ее звеньев.

45.Что называют периферическим рефлексом? Нарисуйте его схему.

46.Что характерно для распространения возбуждения в периферическом

отделе вегетативной нервной системы?

47.Чем объясняется генерализованный характер распространения

возбуждения в периферическом отделе вегетативной нервной системы?

48.Что называют феноменом мультипликации в вегетативных ганглиях? За

счет чего осуществляется этот феномен?

49.В чем выражается адаптационно-трофическое действие симпатической

нервной системы?

50.Опишите опыт,доказывающий адаптационно-трофическое влияние

симпатической нервной системы на скелетную мышцу (феномен Орбели-

Гинецинского)?

51.Кто,когда и в каком опыте открыл химический механизм передачи

возбуждения в вегетативных ганглиях?

52.С помощью какого медиатора и каких химических рецепторов

осуществляется передача возбуждения в ганглиях симпатической и

парасимпатической нервной системы?

53.С помощью каких медиаторов и каких химических рецепторов

осуществляется передача эфферентного влияния симпатической и

парасимпатической нервной системы на рабочий орган?

54.Как при физической нагрузке изменяется деятельность сердца,желудочно-

кишечного тракта и тонус сосудов скелетных мышц?

55.Какие двигательные рефлексы (по характеру ответной реакции) можно

вызвать у спинального животного?

56.Что такое шагательный рефлекс спинальной собаки и как его вызвать?

57.Назовите познотонические рефлексы,осуществляемые спинным

мозгом,укажите способ их вызова и рефлексогенные зоны.

58.Какова выраженность тонуса мышц спинального животного? Объясните его

происхождение.

59.Нарисуйте схему,объясняющую механизм возникновения децеребрационной

ригидности.

60.Нарисуйте схему, отражающую процессы возбуждения и торможения в

мотонейронах при сокращении и расслаблении скелетной мышцы.

-----------------

1.Какие особенности вегетативной нервной системы новорожденных

свидетельствуют о ее незрелости?

2.Каковы причины низкого потенциала действия и автоматии у

ганглионарных симпатических нейронов незрелой вегетативной нервной системы?

Объясните механизм.

3.Какой факт свидетельствует,что поступление импульсов и биологически

активных веществ из ЦНС к вегетативным ганглиям играет важную роль в

созревании их нейронов,в чем проявляется этот факт?

4.Какие факторы способствуют становлению тонуса блуждающего нерва у

детей в онтогенезе?

5.Какие факты свидетельствуют в пользу важной роли двигательной

активности в становлении тонуса блуждающего нерва?

6.Влияние какого отдела вегетативной нервной системы на функции

внутренних органов является преобладающим у детей до 3-х лет и в

последующем возрасте.

7.С какого возраста у детей блуждающий нерв является достаточно зрелым

в функциональном отношении,не смотря на отсутствие его тонуса,как это

доказать?

8.Когда начинает формироваться тонус блуждающего нерва? В каком

возрасте он достаточно хорошо выражен?

9.Перечислите рефлексы,которые обычно используются для оценки

функционального состояния вегетативной нервной системы у детей.

10.Как вызывается и в чем проявляется глазосердечный рефлекс? Каков его

латентный период,когда он считается положительным и резко положительным?

11.Как вызывается и в чем проявляется дермографический рефлекс? Укажите

его латентное время.

12.Опишите сущность и способ вызова рефлекса Кернига.В каком возрасте

он исчезает?

13.Опишите сущность и способ вызова верхнего рефлекса Ландау,в каком

возрасте он формируется?

14.Перечислите двигательные навыки ребенка, которыми он овладевает в

возрасте от 5-ти до 9 месяцев.

15.Что лежит в основе механизма развития произвольных двигательных

навыков у детей? Какие два основных пути обеспечивают это?

ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

(одно занятие)

1.Назовите группы веществ, участвующих в гуморальной регуляции функций

организма.

2.Какие железы называют эндокринными? Перечислите их.

3.Перечислите основные физиологические свойства гормонов.

4.С чем связана высокая специфичность действия гормонов?

5.Назовите основные эффекты действия гормонов на клетки-мишени.

6.Как называют гормоны,действующие непосредственно на органы-мишени;

гормоны гипофиза,действующие на другие железы;гормоны

гипоталамуса,действующие на гипофиз?

7.Перечислите основные методы изучения функций желез внутренней

секреции.

8.Перечислите функции гормонов (значение гормонов для организма в

целом).

9.На какие группы делятся гормоны,согласно их химической структуре? В

каком виде (активном или неактивном) находятся гормоны в крови?

10.Что называют нейросекрецией? Какой отдел промежуточного мозга

обладает способностью к нейросекреции? Назовите гормоны-нейросекреты

гипоталамуса.

11.Каковы механизмы регуляции функций желез внутренней секреции? Что

понимают под принципом обратной связи в регуляции продукции гормонов? Дайте

соответствующее пояснение.

12.Назовите основные группы гуморальных веществ,регулирующих функции

желез внутренней секреции.

13.Опишите цепь событий,приводящих к изменению секреции эффекторных

гормонов при активации гипоталамо-гипофизарной системы.

14.Как изменяется секреция тропного гормона при увеличении в крови

соответствующего эффекторного гормона? Как называется такой принцип

регуляторных взаимодействий? В чем его физиологический смысл?

15.Назовите основные вещества,опосредующие влияние гормонов на

ферментные системы клетки.

16.На какие доли подразделяется гипофиз и как они называются? В какой

доле вырабатываются тропные гормоны?

17.Перечислите тропные гормоны гипофиза.Дайте сокращенное и полное их

название.

18.Перечислите железы внутренней секреции,деятельность которых

находится под влиянием аденогипофиза (гипофиззависимые железы).

19.Какое действие на половые железы оказывает фолликулостимулирующий

гормон (ФСГ)?

20.Какое действие на организм оказывает лютеинизирующий гормон?

21.Секрецию каких гормонов щитовидной железы регулирует тиреотропный

гормон?

22.Перечислите эффекторные гормоны передней доли гипофиза,дайте

сокращенное и полное их название.

23.Какое действие на организм взрослых оказывает гормон роста (ГР)?

24.Какое действие на организм оказывает пролактин (ПРЛ)?

25.Какой гормон продуцирует средняя доля гипофиза? Какова его роль?

26.Какие два гормона депонируются в нейрогипофизе? Где они

вырабатываются? 27.Какие константы организма регулирует антидиуретический

гормон и каким образом это осуществляется?

28.Каков механизм влияния антидиуретического гормона на реабсорбцию

воды в почке?

29.Назовите основные факторы,повышающие секрецию АДГ.

30.Какое действие на организм оказывает окситоцин?

31.Назовите гормон эпифиза.Какое действие на организм он оказывает?

32.Назовите два йодсодержащих гормона щитовидной железы.Какое действие

на организм они оказывают?

33.Назовите гормон щитовидной железы,не содержащий йода.Какое основное

действие на организм он оказывает?

34.Отсутствие какого вещества в пище и воде приводит к снижению функции

щитовидной железы? Как называют связанное с этим состояние?

35.Как называется гормон паращитовидных желез? Какова его

физиологическая роль?

36.Как и почему сказывается недостаток паратгормона в крови на

состоянии скелетной мускулатуры?Какая функция организма и почему особенно

страдает при этом?

37.Какие гормоны вырабатывает мозговое вещество надпочечников? Укажите

их процентное соотношение у человека.

38.Какое действие на сосуды оказывает адреналин и норадреналин?

39.Назовите три типа гормонов,вырабатываемых корой надпочечников.

40.Какие гормоны вырабатываются в клубочковой,пучковой и сетчатой зонах

коры надпочечников?

41.К какой группе гормонов коры надпочечников относится альдостерон? В

регуляции какого вида обмена веществ он участвует?

42.В регуляции каких констант организма участвует альдостерон?

43.Перечислите изменения в организме,ведущие к увеличению секреции

альдостерона.

44.Назовите изменения в организме, ведущие к снижению секреции

альдостерона.

45.В регуляции обмена каких веществ участвуют глюкокортикоиды? Назовите

два основных глюкокортикоида.

46.Что называют адаптивным действием гормонов? Как изменяется

сопротивляемость организма к действию неблагоприятных факторов (стрессоров)

при недостаточной секреции глюкокортикоидов?

47.Назовите железу внутренней секреции,которой принадлежит ведущая роль

в адаптации организма к действию неблагоприятных факторов (стрессоров).

Перечислите четыре соответствующих гормона.

48.Вследствие каких причин наступает гибель животных после удаления

надпочечников?

49.Назовите органы,в которых вырабатываются мужские и женские половые

гормоны.

50.Перечислите основные женские и мужские половые гормоны.

51.Назовите железы внутренней секреции,участвующие в поддержании

нормального уровня глюкозы в крови.

52.Где образуется инсулин? Каков эффект его действия на углеводный

обмен?

53.Как влияет инсулин на белковый обмен? Объясните механизм.

54.Где образуется глюкагон и как он влияет на уровень сахара в крови?

55.Какой гормон мозгового вещества надпочечников способствует повышению

содержания сахара в крови? Объясните механизм.

56.Какие гормоны коры надпочечников повышают уровень сахара в крови?

Объясните механизм.

57.Производными каких веществ являются простагландины? В каких органах

и тканях они вырабатываются?

58.Стимулирующее или тормозное влияние оказывают простагландины на

гладкую мускулатуру? Приведите примеры.

59.Какое влияние оказывают простагландины на желудочную секрецию и

моторику желудочно-кишечного тракта?

60.Как меняется артериальное давление под действием простагландинов и

почему?

--------------

1.В чем заключается особое значение гормонов для детей и подростков?

2.Перечислите гормоны,играющие главную роль в физическом,умственном и

половом развитии детей и подростков.

3.В чем заключается особенность последствий поражения желез внутренней

секреции у детей по сравнению со взрослыми?

4.Какое влияние на детский организм оказывают гормоны эпифиза? Какие

изменения наступают у детей при гипофункции или гиперфункции эпифиза?

5.До какого возраста интенсивно функционирует вилочковая железа? Что с

ней происходит впоследствии? Как проявляются нарушения функции вилочковой

железы у детей?

6.В какой период развития ребенка начинают более интенсивно

функционировать надпочечники? Как проявляется гипофункция надпочечников у

детей?

7.Как проявлется гиперфункция надпочечников у детей?

8.Какие нарушения отмечаются у детей при гиперфункции щитовидной

железы?

9.Какие нарушения отмечаются у детей при гипофункции щитовидной железы?

10.Какие нарушения отмечаются у детей при гипофункции околощитовидных

желез?

11.Какие нарушения отмечаются у детей при гиперфункции околощитовидных

желез?

12.В чем проявляются у детей нарушения внутренней секреции

поджелудочной железы?

13.Как проявляется у детей в возрасте до 4-7 лет гипо- и гиперфункция

аденогипофиза?

14.Каковы особенности функционирования половых желез у мальчиков и

девочек от периода новорожденности до 7 лет?

15.Какой фактор определяет преимущественную продукцию гонадами

андрогенов или эстрогенов у ребенка? В каких условиях преобладает выработка

тех или иных гормонов?

РАЗДЕЛ II ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ

СИСТЕМА КРОВИ

(два занятия)

Занятие 1-е

КРОВЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

1.Что называют внутренней средой организма?

2.Что называют гомеостазом? Какое биологическое значение имеет

поддержание гомеостаза организма?

3.Что входит в понятие система крови по Л.Ф.Лангу?

4.Назовите основные особенности крови как ткани.

5.Какое количество крови находится в организме человека (в литрах и

процентах от массы тела)?

6.Из каких двух фаз состоит кровь? Что такое гематокрит? С какой целью

и как его используют?

7.Что называют показателем гематокрита? Укажите его величину в норме.

8.Что называют лимфой? Какое количество лимфы образуется за сутки?

9.Что называют тканевой жидкостью? В чем основное отличие состава

плазмы крови от состава межклеточной жидкости и лимфы?

10.Каково значение межклеточной жидкости?

11.Перечислите основные функции крови.

12.В чем заключается защитная функция крови?

13.Назовите типы защитных механизмов крови (от чужеродных агентов).

14.Что называют неспецифическими защитными механизмами крови?

Перечислите их.

15.Что называют специфическими защитными механизмами крови? Назовите

их.

16.Перечислите вещества плазмы,обеспечивающие антитоксическое и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.