реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


50.В какие фазы потенциала действия концентрационный градиент

обеспечивает вход натрия внутрь клетки?

51.Способствует или препятствует электрический градиент входу натрия

внутрь клетки при ее возбуждении (восходящая часть пика потенциала

действия)?

52.В какие фазы потенциала действия концентрационный и электрический

градиенты способствуют или препятствуют входу натрия внутрь клетки?

53.Влияние электрического или концентрационного градиента для ионов

натрия сильнее в фазу реверсии потенциала действия? Какой факт об этом

свидетельствует?

54.Что является движущей силой,обеспечивающей выход ионов калия из

клетки во время возбуждения?

55.Что является условием,обеспечивающим выход ионов калия из клетки во

время ее возбуждения? Каков механизм его реализации?

56.В какие фазы потенциала действия концентрационный градиент является

движущей силой для ионов калия,выходящих из клетки?

57.Способствует или препятствует электрический градиент выходу ионов

калия из клетки во время ее возбуждения?

58.В какие фазы потенциала действия концентрационный и электрический

градиенты способствуют или препятствуют выходу ионов калия из клетки?

59.Влияние концентрационного или электрического градиента для ионов

калия сильнее в фазу реполяризации потенциала действия? Какой факт об этом

свидетельствует?

60.Почему прекращается дальнейшее нарастание восходящей части пика

потенциала действия во время возбуждения клетки? С чем это связано?

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВОВ,СИНАПСОВ И РЕЦЕПТОРОВ

(одно занятие)

1.Каковы функции основных структурных элементов нервного волокна:

миелиновой оболочки,мембраны осевого цилиндра,нейрофибрилл?

2.Назовите физиологические свойства нервного волокна и его функции.

3.Каков механизм распространения возбуждения по нервному волокну?

Какова роль перехватов Ранвье в проведении возбуждения по нервному волокну?

4.Что понимают под сальтаторным проведением возбуждения? В каких

нервных волокнах встречается сальтаторное,в каких -непрерывное проведение

нервного импульса?

5.Что такое фактор надежности в проведении возбуждения по нервному

волокну? Приведите его математическое выражение.

6.В чем преимущество скачкообразного распространения возбуждения над

непрерывным его проведением вдоль всей мембраны?

7.Почему при скачкообразном распространении возбуждения энергии

расходуется меньше,чем при непрерывном вдоль всей мембраны?

8.Перечислите закономерности проведения возбуждения по нервному

волокну.

9.Какими воздействиями можно блокировать проведение возбуждения по

нерву,не перерезая его?

10.Как доказать двустороннее проведение возбуждения по нервному

волокну?

11.Почему проведение возбуждения в нервном волокне является

бездекрементным?

12.В чем физиологическое значение изолированного проведения возбуждения

по нервному волокну?

13.Как доказать изолированное проведение возбуждения по нервному

волокну?

14.Какие структурно-функциональные особенности мякотных и безмякотных

нервных волокон влияют на скорость проведения возбуждения по ним?

15.Почему большая амплитуда потенциала действия и большая его крутизна

увеличивают большую скорость проведения возбуждения по нервному волокну?

16.Почему увеличение диаметра нервного волокна ведет к увеличению

скорости проведения возбуждения по нему?

17.Почему увеличение расстояния между перехватами Ранвье ведет к

увеличению скорости проведения возбуждения по нервному волокну?

18.Опишите опыт по определению скорости проведения возбуждения по нерву

и принцип расчета скорости.

19.Опишите опыт Н.Е.Введенского,доказывающий практическую

неутомляемость нерва.

20.Какие нервные волокна (афферентные или эфферентные,вегетативные или

соматические) относятся к группе А? Какова скорость проведения возбуждения

по ним?

21.Какие нервные волокна (афферентные или эфферентные,вегетативные или

соматические) относятся к группе В? Какова скорость проведения по ним?

22.Какие нервные волокна (афферентные или эфферентные,вегетативные или

соматические)относятся к группе С? Какова скорость проведения возбуждения

по ним?

23.Перечислите структуры нервно-мышечного синапса (скелетная мышца).Что

называют концевой пластинкой?

24.Нарисуйте схему опыта,доказывающего наличие нервно-мышечного синапса

(опыт с применением кураре).

25.Перечислите процессы,ведущие к освобождению медиатора из

пресинаптической мембраны в синаптическую щель при передаче возбуждения в

синапсе.

26.Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на

скелетную мышцу? Перечислите основные этапы этого процесса.

27.Почему при действии ацетилхолина возникает потенциал (деполяризация)

концевой пластинки,несмотря на то,что одновременно с поступлением натрия в

клетку калий выходит из клетки? Каков механизм этого процесса?

28.Перечислите процессы,ведущие к возбуждению мышечного волокна под

влиянием потенциала концевой пластинки. Локальным потенциалом или

распространяющимся возбуждением последний является?

29.Каково значение холинэстеразы в функционировании нервно-мышечного

синапса?

30.Какая особенность окончаний двигательных нервных

волокон,иннервирующих скелетные мышцы,обеспечивает возможность возбуждения

мышечного волокна под действием всего лишь одного импульса?

31.Что такое миниатюрные потенциалы концевой пластинки,каков механизм

их возникновения?

32.Назовите особенности передачи возбуждения через нервно-мышечный

синапс по сравнению с проведением возбуждения в нервном волокне.

33.Объясните причины одностороннего проведения возбуждения в химическом

синапсе.

34.Назовите виды возможных антидромных влияний в нервно-мышечном

синапсе.

35.Какова причина возможных антидромных электрических влияний с

мышечных волокон на моторное нервное окончание в области нервно-мышечного

соединения, чем это может сопровождаться?

36.Как и почему изменяется возбудимость нервного окончания в области

нервно-мышечного соединения в результате антидромного механического влияния

мышечного волокна?

37.Какие химические изменения в области нервно-мышечного синапса могут

ухудшать его функцию?

38.Что называют синаптической задержкой,чем она объясняется?

39.Нарисуйте схему опыта на (нервно-мышечном препарате),позволяющего

исследовать лабильность нерва,нервно-мышечного синапса и мышцы.

40.Чему равна лабильность нерва,нервно-мышечного синапса и мышцы?

41.В каком звене (нерв,нервно-мышечный синапс,мышечное волокно) в

первую очередь развивается утомление при длительном раздражении нерва

нервно-мышечного препарата? Как это доказать в эксперименте?

42.Назовите причины ухудшения нервно-мышечной передачи при утомлении.

43.В чем заключается трофическое влияние нерва на мышцу,осуществляемое

через нервно-мышечный синапс?

44.Какие вещества являются медиаторами в нервно-мышечных синапсах

гладкой и поперечнополосатой мышц?

45.Что такое сенсорный рецептор?

46.Посредством какого универсального для всех сенсорных рецепторов

процесса осуществляется восприятие раздражений?

47.На какие две группы делятся рецепторы по скорости адаптации?

Назовите рецепторы,относящиеся к каждой из них.

48.Что понимают под первичными и вторичными рецепторами?

49.Какие из рецепторов(перечислите) относятся ко вторичным, какие - к

первичным рецепторам?

50.Перечислите основные свойства рецепторов.

51.Что называют адаптацией рецепторов? Как изменяется частота

импульсов в афферентном нервном волокне при адаптации рецептора?

52.Что такое функциональная мобильность рецепторов,каково

происхождение этого явления?

53.Перечислите рецепторы,обладающие спонтанной активностью.

54.Какое значение имеет спонтанная активность рецепторов?

55.Назовите локальные потенциалы,возникающие при возбуждении первичных

и вторичных рецепторов.

56.Локальным или распространяющимся является рецепторный потенциал,где

он возникает,каково его значение?

57.Локальным или распространяющимся является генераторный потенциал,где

он возникает,каково его значение?

58.Перечислите последовательность процессов,приводящих к возникно

вению импульсного возбуждения в первичных и вторичных рецепторах.

59.Где возникает потенциал действия при возбуждении сенсорного

рецептора?

60.Какое влияние оказывает на рецепторы симпатическая нервная система?

_____________________

1.В чем заключается главное структурное отличие,влияющее на скорость

проведения возбуждения в миелинизированных нервных волокнах новорожденного

от таковых у взрослого? Какая часть этих волокон миелинизирована к моменту

рождения?

2.Увеличивается или уменьшается потенциал покоя нервного волокна с

возрастом? Почему?

3.Перечислите отличия потенциала действия нервных волокон

новорожденного от такового у взрослого.

4.Каковы особенности проведения возбуждения по нервному волокну

новорожденного по сравнению с проведением возбуждения у взрослого?

5.Назовите факторы,обеспечивающие увеличение скорости проведения

возбуждения по нервным волокнам с возрастом.

6.Почему скорость проведения возбуждения по миелинизированным нервным

волокнам у новорожденного значительно (в два раза) меньше,чем у взрослых?

7.Перечислите факторы,обеспечивающие увеличение скорости проведения

возбуждения с возрастом по безмякотному волокну.

8.Почему увеличение мембранного потенциала безмякотного нервного

волокна увеличивает скорость проведения возбуждения в процессе роста

организма?

9.У новорожденных или детей более старшего возраста возбудимость нервов

ниже? Почему увеличение диаметра безмякотного нервного волокна в процессе

роста организма ведет к увеличению скорости проведения возбуждения.

10.К какому возрасту у детей заканчивается созревание нервов и скорость

проведения возбуждения по ним становится как у взрослых?

11.Как изменяется длительность рефрактерной фазы и лабильность нервного

волокна в процессе его созревания ?

12.Какие изменения,характеризующие структурную зрелость мякотных

нервных волокон, происходят в них после рождения ребенка?

13.Какие свойства и электрофизиологические показатели характеризуют

функциональную зрелость мякотных нервных волокон? Как они меняются в

процессе созревания волокон?

14.Какие изменения,характеризующие структурную зрелость безмякотных

нервных волокон,происходят в них после рождения ребенка?

15.Какие свойства и электрофизиологические показатели характеризуют

функциональную зрелость безмякотного нервного волокна? Как они меняются в

процессе созревания волокон?

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ

(одно занятие)

1.Назовите основные структурные элементы мышечного

волокна,обеспечивающие его возбуждение и сокращение.

2.Каково функциональное значение сарколеммы в выполнении сократительной

функции мышечного волокна?

3.Что представляет собой миофибрилла,каково ее значение в механизме

мышечного сокращения?

4.Что представляет собой саркоплазматический ретикулум,каково его

значение в механизме мышечного сокращения?

5.Назовите структурную и функциональную единицы изолированной мышцы и

двигательного аппарата в организме.Что называют двигательной единицей?

6.На какие группы по скорости сокращения делятся двигательные

единицы,какова продолжительность их сокращения?

7.Назовите группы мышц,состоящие преимущественно из быстрых или

медленных мышечных волокон.

8.Назовите функциональные отличия быстрых и медленных двигательных

единиц.

9.Перечислите свойства мышечной ткани.

10.Перечислите основные функции скелетных мышц.

11.Что называют сократимостью мышцы? Что является непосредственной

причиной сокращения (укорочения) мышцы?

12.Почему потенциал действия считается инициатором мышечного

сокращения? Дайте соответствующие пояснения.

13.Нарисуйте потенциал действия скелетной мышцы,полученный при

внутриклеточном отведении.Укажите его амплитуду в мВ.

14.Нарисуйте,сопоставив во времени,потенциал действия и цикл одиночного

сокращения скелетной мышцы.

15.Опишите кратко роль ионов кальция в механизме мышечного сокращения.

16.На какие процессы,обеспечивающие сокращение мышцы,расходуется

энергия АТФ?

17.Опишите цепь событий,обеспечивающих освобождение энергии АТФ при

мышечном сокращении.

18.Что является непосредственной причиной скольжения нитей актина и

миозина,обеспечивающего мышечное сокращение ? Почему?

19.Активным (с затратой энергии) или пассивным (без затраты энергии)

является процесс расслабления мышцы?

20.Какой из процессов,обеспечивающих мышечное расслабление,является

активным, какой - пассивным?

21.Что является причиной скольжения нитей актина и миозина

относительно друг друга при расслаблении мышцы.

22.Назовите две фазы теплообразования в мышцах.Каким периодам

мышечного сокращения соответствует первая из них?

23.На какие процессы расходуется энергия восстановительного

теплообразования в мышцах?

24.Опишите кратко источники энергии,обеспечивающие ресинтез АТФ.

25.На что расходуется энергия (укажите распределение в

процентах),освобождаемая при мышечном сокращении? Каков КПД мышцы?

26.Назовите типы сокращения мышц.

27.Назовите три фазы одиночного мышечного сокращения.Какой основной

процесс происходит в первую фазу?

28.Какие факторы влияют на силу одиночного мышечного сокращения?

29.Почему увеличение силы раздражения мышцы увеличивают силу ее

сокращения?

30.Почему предварительное умеренное растяжение изолированной мышцы

увеличивает силу ее сокращения при одиночном раздражении?

31.До какой степени необходимо растянуть изолированную мышцу,чтобы

сила ее активного сокращения в изометрическом режиме была максимальной при

одиночном раздражении? Почему?

32.Как и почему будет изменяться сила активного сокращения мышцы,если

ее предварительно растянуть более длины состояния покоя,а затем,перед

каждым последующим раздражением увеличивать степень ее растяжения?

33.Что называют тетаническим сокращением мышцы? Какое явление лежит в

основе механизма тетануса?

34.Что называют суммацией мышечных сокращений?

35.За счет чего увеличивается амплитуда мышечного сокращения при

суммации в изотоническом режиме? Объясните механизм.

36.Почему при суммации мышечных сокращений в изометрическом режиме

возможно дополнительное скольжение нитей актина и миозина друг относительно

друга?

37.При каком интервале между раздражениями вместо одиночных сокращений

возникает тетанус (в сравнении с длительностью цикле одиночного

сокращения)? Какие виды тетануса Вам известны?

38.В какую фазу одиночного сокращения должно попасть каждое последующее

раздражение,чтобы возник зубчатый или гладкий тетанус? Какие факторы влияют

на высоту гладкого тетануса изолированной мышцы?

39.Какова зависимость высоты гладкого тетануса от частоты раздражения

мышцы (в динамике)?

40.Какую частоту раздражения мышцы называют оптимальной,какую

-пессимальной?

41.Почему при оптимальной частоте раздражения изолированной мышцы

тетанус наиболее высокий и устойчивый,а при пессимальной частоте

раздражения мышца расслабляется?

42.В каком звене нервно-мышечного препарата (нерв-синапс-мышца) при

ритмическом раздражении нерва развивается пессимальное торможение

Н.Е.Введенского,почему?

43.С помощью какого приема, можно доказать, что пессимум не связан с

утомлением мионеврального синапса?

44.Синхронно или асинхронно сокращаются отдельные мышечные волокна в

естественных условиях?За счет каких механических эффектов увеличивается

сила сокращения скелетной мышцы в естественных условиях?

45.Подчиняется ли двигательная единица закону "все или ничего"? Почему?

46.В каких условиях отдельные двигательные единицы одного нейронного

пула возбуждаются синхронно,в каких -асинхронно?

47.Почему асинхронное возбуждение отдельных двигательных единиц в

естественных условиях дает плавное тетаническое сокращение скелетных мышц?

48.В каких отделах центральной нервной системы находятся

мотонейроны,аксоны которых иннервируют скелетные мышцы?

49.Что называют тонусом скелетных мышц, развивается ли при этом их

утомление,велик ли расход энергии?

50.Какова зависимость работы изолированной скелетной мышцы от величины

нагрузки?

51.Сформулируйте правило "средних нагрузок".Как изменится

работоспособность скелетной мышцы при увеличении частоты ее сокращений?

52.Что называют утомлением мышцы? Чем оно объясняется?

53.В условиях целого организма или в изолированной мышце утомление

наступает медленнее? Почему?

54.Где в целом организме утомление наступает раньше: в центральной

нервной системе, в нервно- мышечном синапсе или в самой мышце? Что такое

активный отдых?

55.Как доказать в эксперименте, что в изолированной мышце утомление

связано с накоплением продуктов обмена?

56.Перечислите структурные особенности гладкой мышцы.

57.Перечислите особенности потенциала покоя и потенциала действия

гладкой мышцы по сравнению с таковыми поперечнополосатой мышцы.

58.Назовите функциональные особенности гладкой мышцы по сравнению со

скелетной.

59.Что такое пластичность гладких мышц,каково ее значение для

функционирования внутренних полых органов?

60.Что является функциональной единицей гладкой мышцы? Почему?

----------------

1.Какими свойствами обладает скелетная мышца плода к моменту рождения?

Как изменяется упругость,прочность и эластичность мышц с возрастом?

2.Как изменяются в онтогенезе возбудимость,проводимость,сила сокращения

скелетной мышцы,ее утомление,быстрота сокращения и

расслабления,лабильность?

3. Каковы соотношения силы мышц мальчиков и девочек в период от 7 до 8

лет, в возрасте 10 - 12 лет и 15 - 18 лет?

4.Укажите величину мембранного потенциала мышечного волокна

новорожденного ребенка и взрослого человека.С чем связано это различие?

5.Перечислите отличия потенциала действия мышечного волокна

новорожденного от такового у взрослого.

6.Увеличивается или уменьшается скорость проведения возбуждения по

мышечному волокну с возрастом? Перечислите факторы, обеспечивающие это

изменение.

7.Почему увеличение потенциала действия мышечного волокна в процессе

роста организма увеличивает скорость проведения возбуждения?

8.Почему увеличение диаметра мышечного волокна в процессе роста

организма увеличивает скорость проведения возбуждения?

9.Перечислите особенности сокращения мышц новорожденного.

10.Как изменяется эффективность отдыха (становится больше или меньше)

после физического утомления у детей разного возраста: 7 - 12 лет,13 - 15

лет и в 16 - 18 лет?

11.В каком возрасте наблюдается максимальная выносливость к физическим

нагрузкам?

12.Что представляет собой незрелый (примитивный) нервно-мышечный синапс

новорожденного,в чем заключается его функциональная особенность, к какому

возрасту заканчивается его созревание?

13.В чем выражается созревание терминальных ветвлений аксона

мотонейрона?

14.В чем выражается созревание постсинаптической мембраны?

15.Как и почему изменяется синаптическая задержка в нервно-мышечном

синапсе в процессе созревания?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

(4 занятия)

Занятие 1-е

РЕФЛЕКС И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВОЗБУЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

1.Назовите основные функции центральной нервной системы.

2.В чем заключается принцип саморегуляции? Какие другие принципы

регуляции функций организма он включает?

3.Какие два типа регуляции функций имеются в организме? Укажите их

сущность.

4.Назовите механизмы регуляции функций организма.Какая регуляция

является ведущей?

5.Что понимают под миогенным механизмом регуляции.Перечислите

органы,для которых этот вид регуляции является важным.

6.Перечислите основные особенности гуморальной регуляции функций.

7.Перечислите особенности нервной регуляции по сравнению с гуморальной.

8.Назовите виды влияний нервной системы на органы,поясните их сущность.

9.Приведите пример пускового и модулирующего влияний нервной системы на

функции органов.

10.Перечислите пути (механизмы) реализации пускового и модулирующего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.