реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


51.Назовите способы терморегуляции. Сформулируйте суть каждого из них.

52.Какие процессы обеспечивают теплоотдачу?

53.Как изменяется просвет сосудов кожи при понижении и при повышении

температуры окружающей среды? В чем биологическое значение этого явления?

54.Перечислите области локализации терморецепторов.

55.В каких отделах и структурах ЦНС находятся терморецепторы?

56.В каких отделах ЦНС расположены центры терморегуляции? Какая

структура ЦНС является высшим центром терморегуляции?

57.Как изменится температура тела и вследствие чего при увеличении

содержания адреналина в крови?

58.Какие изменения возникнут в организме при длительном отсутствии в

пищевом рационе жиров и углеводов,но при оптимальном поступлении белка с

пищей (80-100 г в сутки)? Почему?

59.В каком количестве и в каком соотношении должны содержаться

белки,жиры и углеводы в пищевом рационе взрослого человека (усредненный

вариант)?

60.Как изменяется состояние организма при избыточном поступлении жиров?

--------------------------

1.Каково соотношение величин основного обмена у детей первых 3 - 4 лет

жизни, в период полового созревания, в возрасте 18 - 20 лет и взрослых

(ккал/кг/сутки)?

2.Каково соотношение основного обмена у мальчиков и девочек в различном

возрасте? С чем это связано?

3.Чем объясняется высокая интенсивность окислительных процессов у

ребенка?

4.Как изменяются энергетические затраты на рост в зависимости от

возраста ребенка: до 3-х месяцев жизни, до начала полового созревания,в

период полового созревания?

5.Из чего складывается и как распределяется в процентах общий расход

энергии у ребенка в возрасте 1 года по сравнению со взрослым человеком?

6.Взрослые или дети 3-5-летнего возраста затрачивают больше энергии при

выполнении мышечной работы для достижения одного и того же полезного

результата, во сколько раз и почему?

7.Как изменяется расход энергии при крике ребенка,на сколько

процентов,вследствие чего?

8.Какая часть (в процентах) энерготрат ребенка грудного возраста

обеспечивается за счет белков,жиров,углеводов? (сравните с нормой

взрослого).

9.Почему дети,особенно в грудном возрасте,быстро перегреваются при

повышении температуры окружающей среды? Повышение или понижение окружающей

среды дети переносят легче?

10.Назовите непосредственную причину и объясните механизм быстрого

охлаждения детей (особенно грудного возраста) при понижении температуры

окружающей среды.

11.В каком возрасте у ребенка появляются суточные колебания

температуры,чем они отличаются от таковых у взрослых,в каком возрасте они

достигают нормы взрослого?

12.Что такое температурная "зона комфорта" ребенка,в пределах какой

температуры она находится,чему равен этот показатель у взрослых?

13.Какие механизмы терморегуляции наиболее готовы к функционированию к

моменту рождения? В каких условиях могут включаться механизмы дрожательного

термогенеза у новорожденных детей?

14.В каком соотношении должны содержаться белки,жиры и углеводы в

пищевом рационе детей в возрасте трех и шести месяцев,1 года,старше одного

года и у взрослых?

15.Перечислите особенности обмена минеральных солей у детей.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

(пять занятий)

Занятие 1-е

ЦИКЛ РАБОТЫ СЕРДЦА. СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ

1.Нарисуйте общую схему сердечно-сосудистой системы,обозначьте ее

основные звенья.

2.Каково функциональное значение предсердий и желудочков?

3.Назовите клапаны сердца и другие структуры, аналогичные им по

функции,укажите их локализацию и функцию.

4.К чему прикрепляются сухожильные нити атриовентрикулярных

клапанов,каково их функциональное значение?

5.Как называют артерии,снабжающие кровью сердце? Откуда они отходят? По

каким путям и куда оттекает кровь от миокарда?

6.Из каких трех фаз состоит сердечный цикл? Какова продолжительность

каждой фазы и полного сердечного цикла при частоте сердечных сокращений 75

уд/мин? Какова продолжительность диастолы предсердий и желудочков при этом?

7.Поступает ли кровь из предсердий во время их систолы в полые и

легочные вены? Почему?

8.Из каких двух периодов состоит систола желудочков и какова их

продолжительность? В каком состоянии находятся клапаны сердца и сфинктеры

устьев магистральных вен в конце систолы предсердий?

9.Из каких двух фаз состоит период напряжения желудочков,какова их

продолжительность?

10.Что называют фазой асинхронного сокращения миокарда желудочков?

Укажите,в каком состоянии находятся клапаны сердца и сфинктеры устьев

магистральных вен после завершения этой фазы (в начале фазы изометрического

сокращения)?

11.Что называют фазой изометрического (изоволюмического) сокращения

желудочков? Как изменяется в течение этой фазы давление в полостях

желудочков? В каком состоянии находятся клапаны сердца и сфинктеры устьев

магистральных вен в течение этой фазы?

12.Какая сила обеспечивает открытие полулунных клапанов при систоле

желудочков? Укажите,каких величин достигает давление в правом и левом

желудочках к моменту начала периода изгнания у здоровых людей в покое?

13.В каком состоянии находятся клапаны сердца и сфинктеры устьев

магистральных вен в течение периода изгнания крови из желудочков? Каких

максимальных величин достигает давление в этот период в правом и левом

желудочках у здоровых людей в покое?

14.Из каких двух фаз складывается период изгнания крови из желудочков?

Какова их продолжительность? Что происходит с давлением в желудочках сердца

в течение каждой из этих фаз?

15.Из каких двух периодов состоит диастола желудочков,какова их

продолжительность? До какой минимальной величины падает давление в обоих

желудочках во время диастолы?

16.На какие фазы подразделяется период расслабления диастолы

желудочков? Какова их продолжительность?

17.Что называют протодиастолической фазой периода расслабления

желудочков? Какова причина захлопывания полулунных клапанов?

18.Что называют фазой изометрического (изоволюмического) расслабления

желудочков? Как изменяется при этом напряжение миокарда и давление в

полостях желудочков? В каком состоянии находятся атриовентрикулярные и

полулунные клапаны и сфинктеры устьев магистральных вен в течение этой

фазы?

19.Назовите фазы периода наполнения желудочков и их продолжительность.В

каком состоянии находятся полулунные и атриовентрикулярные клапаны и

сфинктеры устьев магистральных вен в течение всего периода наполнения?

20.С какой фазой сердечного цикла совпадает конец диастолы желудочков?

Какой вклад (в процентах) вносит эта фаза в наполнение желудочков кровью?

21.Что называют конечнодиастолическим и конечносистолическим объемами

сердца? Какова их величина (в мл) в покое?

22.Что называют систолическим (ударным) объемом сердца? Какова его

величина в покое?

23.Что называют фракцией выброса сердца? Какое свойство сердечной мышцы

характеризует этот показатель и чему он равен в норме?

24.Что называют остаточным объемом крови в сердце? Какова его величина

(в мл и в процентах от конечнодиастолического объема) в норме?

25.Что называют минутным объемом крови ? Что называют сердечным

индексом? Укажите величину этих показателей насосной функции сердца в

покое.

26.Изобразите схематически потенциал действия одиночной клетки

сократительного(рабочего) миокарда.Укажите на схеме преобладающие ионные

токи,ответственные за различные его фазы.

27.Какая фаза потенциала действия клетки сократительного (рабочего)

миокарда обеспечивает большую его длительность? Какая особенность свойств

рабочего миокарда определяется этой фазой?

28.Кто и в каком опыте открыл явление рефрактерности в сердечной мышце?

Опишите кратко суть опыта.

29.Сопоставьте на одной схеме потенциал действия одиночной клетки

сократительного миокарда, соответствующие ему фазовые изменения

возбудимости и цикл одиночного сокращения рабочего кардиомиоцита.

30.Какое физиологическое значение имеет длительный рефрактерный период

клеток рабочего миокарда? Какова его продолжительность в покое?

31.Что называют экстрасистолой? В фазу укорочения или расслабления

миокарда должен действовать раздражитель,чтобы вызвать экстрасистолу?

Почему?

32.Что называют желудочковой экстрасистолой? Укажите ее характерную

особенность.

33.Объясните происхождение компенсаторной паузы при желудочковой

экстрасистоле.

34.Что называют предсердной (синусовой) экстрасистолой? Укажите ее

характерную особенность.

35.Чем принципиально отличается проведение возбуждения в сердечной

мышце от проведения возбуждения в скелетной мышце?Какова скорость

распространения возбуждения по сократительному миокарду предсердий и

желудочков.

36.Какая структурно-функциональная особенность миокарда обеспечивает

возможность диффузного распространения возбуждения по нему? Как называют

сердечную мышцу в этой связи?

37.Какое значение для деятельности сердца имеет диффузное проведение

возбуждения в миокарде?

38.Перечислите основные отличия процесса сокращения сердечной мышцы от

процесса сокращения скелетной мышцы.

39.Сформулируйте закон "все или ничего" для сердечной мышцы.Кем он был

открыт?

40.Что называют автоматией сердца? Как доказать ее наличие?

41.Между какими отделами сердца лягушки и с какой целью накладывают 1-ю

лигатуру в опыте Станниуса? Как изменяется при этом работа сердца? Сделайте

вывод.

42.Между какими отделами сердца лягушки и с какой целью накладывают 2-ю

лигатуру в опыте Станниуса? Как изменяется работа сердца при этом? Сделайте

вывод.

43.Куда и с какой целью накладывают 3-ю лигатуру в опыте Станниуса на

сердце лягушки ? Как изменится работа сердца после ее наложения? Сделайте

вывод.

44.Перечислите основные выводы, вытекающие из опыта Станниуса.

45.Как влияет изменение температуры на частоту сердечных сокращений ?

Почему ? 46.Как влияет на частоту сердечных сокращений сердца лягушки

изолированное нагревание области венозного синуса? Атриовентрикулярной

области ? Сделайте вывод.

47.Как называют ткань, образующую проводящую систему сердца? Какое

свойство клеток этой ткани обеспечивает автоматию сердца?

48.Нарисуйте схему проводящей системы сердца.Укажите,из каких отделов

она состоит.

49.Какой узел проводящей системы сердца теплокровных животных является

водителем ритма 1 порядка? Как называется этот узел по имени авторов,его

открывших? Где он располагается?

50.В чем основное различие между истинным и потенциальными (латентными)

водителями ритма сердца? В каких условиях выявляется активность

потенциальных водителей ритма сердца?

51.Где расположен атриовентрикулярный узел,как он называется по

авторам,его открывшим? Каково значение этого отдела проводящей системы для

деятельности сердца?

52.Опишите последовательность распространения возбуждения по сердцу.

53.С какой скоростью распространяется возбуждение по

атриовентрикулярному узлу? Какое значение для сократительной деятельности

сердца это имеет?

54.С какой скоростью распространяется возбуждение по пучку Гиса и

волокнам Пуркинье? Какое значение это имеет для сократительной деятельности

сердца?

55.Какова средняя частота сокращений сердца человека,если водителем

ритма является синоатриальный узел? атриовентрикулярный узел? пучок Гиса?

волокна Пуркинье? Какую особенность автоматической деятельности сердца

отражает последовательность изменений частоты сердечных сокращений при

этом?

56.Какие основные особенности структуры и функции проводящей системы

сердца обеспечивают последовательное сокращение предсердий и желудочков?

57.Назовите основные особенности мембранного потенциала клеток водителя

ритма сердца (по сравнению с мембранным потенциалом клеток сократительного

миокарда).

58.Назовите основные особенности потенциала действия клеток-водителя

ритма сердца (по сравнению с потенциалом действия клеток сократительного

миокарда).

59.Каково значение проводящей системы для работы сердца?

60.Чем объяснить большую чувствительность сердечной мышцы к недостатку

кислорода по сравнению со скелетной мышцей? Какое это имеет значение для

клиники?

------------------

1.В какие сроки внутриутробного развития начинается формирование

сердечно-сосудистой системы? Когда заканчивается этот процесс? Как может

повлиять на систему кровообращения действие вредных факторов на плод в этот

период?

2.В какие сроки внутриутробного развития начинает функционировать

проводящая система сердца? Как это проявляется?

3.Какой из элементов проводящей системы сердца в эмбриогенезе начинает

функционировать первым и почему? Какова частота сердечных сокращений в

эмбриональном периоде?

4.Назовите основную особенность кровообращения у плода.С чем она

связана?

5.Какая особенность строения сердечно-сосудистой системы плода

позволяет снабжать печень,сердце и головной мозг кровью,более богатой О2 по

сравнению с другими органами?

6.Какие основные изменения и почему происходят в системе кровообращения

при рождении ребенка?

7.Каковы особенности расположения сердца,соотношения массы

желудочков,ширины аорты и легочной артерии у новорожденного?

8.Когда происходит и с чем связано функциональное закрытие (спазм)

артериального протока у ребенка?

9.Когда происходит и с чем связано функциональное закрытие овального

окна в сердце человека?

10.В какие сроки после рождения ребенка происходит анатомическое

закрытие (заращение) артериального протока и овального окна?

11.В какие возрастные периоды наблюдается наиболее интенсивный рост

сердца? Увеличение массы какого отдела преобладает в процессе роста сердца

у ребенка, почему?

12.Каково соотношение массы левого и правого желудочков у

новорожденного ребенка,в возрасте 1 года и у взрослого человека? Чем

объясняется различие? К какому возрасту сердце ребенка приобретает основные

структурные черты сердца взрослого человека?

13.Как изменяется частота сердечных сокращений с возрастом,чему она

равна у новорожденного ребенка,в возрасте 1 месяц и 1 год? За счет какой

фазы сердечного цикла меняется его продолжительность с возрастом?

14.Чему равен минутный объем крови у новорожденного ребенка, в возрасте

1 год,10 лет и у взрослого? Сравните величины относительного минутного

объема крови (мл/кг) у новорожденного и у взрослого.С чем связано различие?

15.Чему равно максимальное давление в левом и правом желудочках сердца

у плода,у ребенка в возрасте 1 года и у взрослого человека?

Занятие 2-е

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА

1.Какие три типа внешних проявлений деятельности сердца различают?

Перечислите основные методы их исследования.

2.Что называют электрокардиографией ? Что называют электрокардиограммой

(ЭКГ)?

3.Опишите суть дипольной концепции электрокардиографии?

4.Что называют вектором единого сердечного диполя? Как условно

обозначают его ориентацию в пространстве?

5.Чем объясняется возможность регистрации биотоков сердца с поверхности

тела человека? Что называют электрокардиографическим отведением? Какие два

основных способа электрокардиографических отведений различают?

6.Какие три системы отведений ЭКГ,необходимые для полного ЭКГ-

исследования,используются в клинике? Укажите их общепринятые обозначения.

7.Какие отведения ЭКГ и почему называют двухполюсными (биполярными)?

Какие отведения ЭКГ и почему называют однополюсными (униполярными)? Какой

из электродов,(+) или (-), является активным в однополюсных отведениях?

8.Куда накладывают положительный и отрицательный электроды при

регистрации ЭКГ в I,II и III стандартных отведениях от конечностей?

9.Куда накладывают активный (+) и как формируют нулевой (-) электрод в

усиленных отведениях от конечностей по Гольдбергеру?

10.Что называют осью отведения? В каких единицах и как определяют

направление оси отведения?

11.Укажите направление осей стандартных отведений (I,II,III).

12.Укажите направление осей однополюсных усиленных отведений от

конечностей (aVR,aVL,aVF).

13.Куда помещают активный электрод(+) и как формируют нулевой электрод

(-) в грудных отведениях ЭКГ? Сколько грудных отведений используется в

клинике и как они обозначаются?

14.В какой плоскости преимущественно регистрируются потенциалы

электрического поля сердца с помощью стандартных и усиленных однополюсных

отведений от конечностей? грудных отведений?

15.Что называют средним результирующим вектором ЭДС сердца?

16.Сколько средних результирующих векторов ЭДС сердца в течение

сердечного цикла принято различать? Как их называют и обозначают?

17.Какие элементы различают на ЭКГ? Дайте определение каждого из них.

18.Изобразите схему электрокардиограммы во 2-м стандартном отведении и

обозначьте ее зубцы.От чего зависит величина и направление зубцов ЭКГ?

19.Сопоставьте на схеме внутриклеточный потенциал действия рабочего

кардиомиоцита желудочка и ЭКГ.

20.В каких случаях на ЭКГ регистрируется положительный зубец

(отклонение вверх от изолинии),в каких - отрицательный (отклонение вниз от

изолинии)?

21.Какие сегменты различают на кривой ЭКГ,обозначьте их

соответствующими буквами,что они означают?

22.Укажите интервалы,которые различают на кривой ЭКГ, и составляющие их

элементы.

23.Что отражает интервал P-Q на ЭКГ? Чему равна его продолжительность в

норме?

24.Опишите последовательность распространения возбуждения по сердцу и

соответствующую ей последовательность формирования элементов ЭКГ.

25.Что отражает зубец Р на ЭКГ? Какова его амплитуда и

продолжительность?

26.Что отражает сегмент P-Q на ЭКГ? Чему равна его продолжительность?

Как и почему называют этот сегмент?

27.Почему на ЭКГ обычно не регистрируется зубец реполяризации

предсердий? В каких случаях он может быть зарегистрирован?

28.Что отражают зубцы Q,R,S на ЭКГ? Какова продолжительность комплекса

QRS ?

29.Что отражает на ЭКГ сегмент ST ? Укажите нормальное соотношение

амплитуды зубцов P,T и R в стандартных отведениях?

30.Каков нормальный диапазон отклонения сегмента ST ЭКГ от изолинии (в

мм и в мВ). Какой процесс в сердце отражает зубец Т на ЭКГ?

31.Объясните,почему на ЭКГ направление зубцов R и Т в норме совпадает

(они конкордантны),хотя эти зубцы отражают разные процессы: R -

деполяризацию, а Т - реполяризацию миокарда желудочков.

32.Какие элементы ЭКГ и почему называют электрической систолой и

электрической диастолой желудочков?

33.Как оценивают регулярность сердечных сокращений (ритм деятельности

сердца) по ЭКГ? Какой ритм называют правильным?

34.Как рассчитывают частоту сердечных сокращений (ЧСС) по ЭКГ при

правильном и неправильном их ритме? Какой диапазон изменений ЧСС у человека

в покое считается нормальным?

35.Что называют синусовым ритмом сердца? Какими

электрокардиографическими признаками он характеризуется?

36.По каким ЭКГ-показателям оценивают проводимость миокарда

предсердий,атриовентрикулярного узла и миокарда желудочков сердца?

37.Как называют показатель ЭКГ,используемый для характеристики времени

распространения возбуждения от эндокарда до эпикарда желудочков? В каких

отведениях и как измеряется этот показатель для правого и левого

желудочков? Каковы нормальные его величины?

38.Что называют электрической осью сердца? Что называют анатомической

осью сердца? Как они взаимно ориентированы в норме?

39.Как определяют положение электрической оси сердца графическим

методом?

40.Что является показателем (назовите,дайте определение) положения

электрической оси сердца? Какие варианты положения электрической оси сердца

различают в норме? Укажите характерные для каждого варианта диапазоны

показателя.

41.Каковы ЭКГ-признаки нормального положения электрической оси сердца

(нормограмма) в стандартных отведениях?

42.Каковы ЭКГ-признаки горизонтального положения оси сердца,или

левограммы,в стандартных отведениях?

43.Каковы ЭКГ-признаки вертикального положения сердца в стандартных

отведениях?

44.Укажите основную особенность ЭКГ при полной блокаде проведения

возбуждения в атриовентрикулярном узле. Объясните механизм.

45.Что называют векторкардиографией? Как называют кривую,которая

регистрируется при использовании этого метода?

46.Нарисуйте схему векторкардиограммы во фронтальной

плоскости.Обозначьте ее элементы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.