реферат, рефераты скачать
 

Программированное обучение и контроль по физиологии


водород?

56.С какими соединениями взаимодействует водород в просвете канальцев в

процессе регуляции рН крови почкой?

57.Какое вещество,стимулирующее эритропоэз,вырабатывается в почках?

Какой фактор стимулирует,какой тормозит его выработку?

58.Назовите вещество,образующееся в почках и участвующее в процессе

фибринолиза,каким образом оно реализует свой эффект?

59.Какие биологически активные вещества вырабатываются в почке? Укажите

их функциональное значение.

60.В чем заключается принцип действия аппарата,который в клинике

называют "искусственной почкой"?

----------------

1.Когда начинают функционировать почки плода? Какова доля их участия в

осуществлении выделительной функции у плода? Почему?

2.Назовите отличительные особенности степени проницаемости капилляров

почечного клубочка и величины фильтрующей поверхности почек новорожденного.

Объясните причины.

3.Каково отличие клубочковой фильтрации почки новорожденного от таковой

взрослого? Объясните ее причины.

4.Какова особенность концентрирования мочи почкой детей 1-го года

жизни? Объясните причины.

5.В каких условиях незрелые почки новорожденных способны поддерживать

постоянство внутренней среды организма?

6.Какова причина легкого возникновения глюкозурии у грудных детей?

7.В чем заключается особенность выведения NaCl почкой ребенка первого

года жизни? Каковы последствия избыточного поступления NaCl в организм

ребенка этого возраста?

8.В результате чего у грудных детей даже при умеренных солевых

нагрузках возникают отеки и лихорадочное состояние?

9.Вследствие чего у детей всех возрастов наблюдается более высокий

диурез (на единицу массы тела),по сравнению со взрослыми.

10.У ребенка или у взрослого человека больше экстраренальные потери

воды (потоотделение и испарение),почему?

11.Как отражается на работе почек и питьевом режиме искусственное

вскармливание детей коровьим молоком?

12.Почему при грудном вскармливании ребенка (в отличие от вскармливания

коровьим молоком) меньше осмотическая нагрузка на работу почек и меньше

потребность организма в воде?

13.Почему в организме ребенка не происходит накопления продуктов

азотистого обмена,несмотря на то,что выделительная функция незрелой почки

низка?

14.Какова частота мочеиспускания у грудных детей? Чем это объясняется?

15.В каких условиях незрелые почки новорожденных способны поддерживать

постоянство внутренней среды организма?

РАЗДЕЛ III. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

АНАЛИЗАТОРЫ (СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ)

(два занятия)

Занятие 1-е

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ,ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ И ВКУСОВОЙ

АНАЛИЗАТОРЫ

1.Что называют анализатором по И.П.Павлову? Укажите две основные группы

анализаторов.

2.Что называют органами чувств? Каково соотношение понятий "орган

чувств" и "анализатор"?

3.Назовите три отдела анализатора и его структурные элементы.

4.Каково значение рецептора как периферического отдела анализатора? С

помощью какого процесса,общего для рецепторов любой

модальности,осуществляется восприятие раздражений?

5.Что понимают под первичными и вторичными рецепторами?

6.Перечислите первичные и вторичные рецепторы.

7.Как называют локальные потенциалы,возникающие при возбуждении

первичных и вторичных рецепторов? Где возникает потенциал действия при

возбуждении рецептора?

8.Перечислите последовательность процессов,приводящих к возникновению

импульсного возбуждения в первичных и вторичных рецепторах.

9.Каково значение проводникового и коркового отделов анализатора?

10.Каково значение внешних и внутренних анализаторов?

11.За счет чего анализаторы обеспечивают тонкую,точную

приспособляемость организма к внешней среде?

12.Перечислите свойства анализаторов.

13.Назовите критерии,характеризующие чувствительность анализаторов к

адекватным раздражителям.

14.Что называют порогом ощущения?

15.Что называют порогом различения? Какие пороги различения

анализаторов Вы знаете?

16.Сформулируйте закон Вебера о пороге различения силы действующего

раздражителя.Приведите соответствующую формулу.

17.Сформулируйте закон Вебера-Фехнера,выражающий зависимость

интенсивности ощущений от силы раздражения. Приведите соответствующую

формулу,расшифруйте ее обозначения.

18.Что понимают под инерционностью анализаторов? Приведите пример.

19.Что понимают под индукционными взаимодействиями анализаторов?

20.Что такое кодирование информации? В каких отделах анализатора оно

осуществляется?

21.Какие характеристики раздражителя кодируются анализаторами?

22.Каким образом кодируется качество (модальность) раздражителя в

рецепторах? 23.За счет чего кодируется сила раздражителя в рецепторах?

24.Какой вид кодирования используется в рецепторах при изменении

величины раздражаемой площади поверхности тела и при изменении расстояния

между раздражаемыми точками? Объясните механизм.

25.С помощью какого механизма кодируется в рецепторах время действия

раздражителя?

26.Каким образом передается информация о характере сигнала в одиночном

афферентном волокне? в нервном стволе?

27.С помощью каких механизмов кодируется информация в корковом конце

анализатора? Дайте соответствующие пояснения.

28.Какие характеристики раздражителя кодируются и анализируются в

центральном конце анализатора?

29.В чем заключается сущность анализа и синтеза информации, поступающей

в корковый отдел анализаторов от экстерорецепторов?

30.Что лежит в основе восприятия,т.е. узнавания предмета (формирования

образа) или явления?

31.Назовите главные преломляющие поверхности и среды глаза и их

суммарную преломляющую силу при рассматривании близко и далеко

расположенных предметов?

32.Перечислите аномалии рефракции глаза.

33.Что называют миопией и гиперметропией? В чем заключается их

сущность?

34.Что такое астигматизм,какова его причина,как компенсируется это

несовершенство оптической системы глаза в клинической практике?

35.В чем сущность компенсации дефектов оптической системы глаза?

Какие очковые линзы используются в клинической практике при

миопии,гиперметропии и астигматизме?

36.Что такое сферическая аберрация оптической системы глаза? За счет

чего глаз уменьшает ее?

37.Какова роль зрачка в зрительном восприятии?

38.Каково значение пигментного слоя сетчатки?

39.Что называют узловой точкой глаза?

40.Что называют углом зрения?

41.Постройте изображение на сетчатке глаза. (Рис. 48)

42.Какие механизмы имеются у глаза для ясного видения разноудаленных

предметов?

43.Как изменяется состояние цилиарных мышц,цинновых связок и хрусталика

при рассматривании близко и далеко расположенных предметов,то есть при

аккомодации глаза?

44.Какие механизмы использует глаз для ясного видения движущегося или

появляющегося в поле зрения предмета?

45.Что такое фиксационный рефлекс?

46.Почему не возникает адаптация быстро адаптирующихся фоторецепторов

при фиксации взора на неподвижном предмете?

47.Какие механизмы имеет глаз для ясного видения в условиях различной

освещенности?

48.Назовите известные Вам зрительные пигменты колбочек и палочек.

49.Что называют слепым пятном на сетчатке глаза? Назовите опыт,с

помощью которого можно доказать его наличие.

50.Опишите кратко опыт Мариотта, с помощью которого доказывается

наличие слепого пятна на сетчатке?

51.Почему в опыте Мариотта при приближении к глазу рисунка с кружком и

крестиком и фиксации взора на крестике восприятие кружка исчезает,когда

рисунок находится на расстоянии 15 - 25 см от глаза?

52.Что называют желтым пятном и центральной ямкой?

53.Чем характеризуется острота зрения? Чему равна величина этого

критерия в норме? Как его обозначают в практической медицине.

54.С помощью какой таблицы определяют и по какой формуле рассчитывают

остроту зрения? Поясните значение элементов формулы.

55.Почему острота зрения больше в центральной ямке,чем на периферии

сетчатки?

56.За счет чего мы можем видеть крупные объекты в целом и их детали?

57.Назовите механизм глаза, обеспечивающий различение длины световой

волны.Какая теория,объясняющая это свойство глаза,в настоящее время

получила экспериментальное подтверждение? В чем ее сущность?

58.Перечислите разновидности нарушения цветового зрения.

59.Что собой представляют и где расположены рецепторы обоняния?

Первичными или вторичными они являются?

60.Что собой представляют вкусовые почки,первичными или вторичными

являются вкусовые рецепторы,по каким нервам проводятся афферентные сигналы

от вкусовых рецепторов?

-----------------

1.В каком возрасте у ребенка начинает секретироваться защитная слезная

жидкость и начинается слезообразование при плаче?

2.Каковы особенности движения глаз и век новорожденного (при открывании

глаз)? В каком возрасте появляются защитный мигательный рефлекс на

внезапное световое раздражение и защитный рефлекс смыкания век?

3.В чем проявляется зрительное сосредоточение у ребенка, в каком

возрасте оно появляется,сколько времени оно длится в этот период?

4.Укажите основные особенности состояния зрачков и зрачкового рефлекса

у новорожденного.

5.У какой части новорожденных (в процентах) встречается гиперметропия,

то есть дальнозоркость,какова ее причина,к какому возрасту она проходит?

6.Как часто у детей развивается миопия,в каком возрасте это бывает?

Какова ее непосредственная причина?

7.Какие факторы способствуют развитию миопии у детей? 8.Почему

длительное чтение с большим наклоном головы или при рас

положении книги ближе 30 см от глаз могут привести к развитию миопии?

9.Почему напряжение аккомодации при слабом освещении и длительном

рассматривании мелких предметов способствует развитию миопии?

10.Укажите остроту зрения у детей в возрасте 6 месяцев,1 года и в 4 - 5

лет.

11.У кого больше острота зрения: у детей старше 5 лет и подростков или

у взрослого человека? Какова особенность аккомодации у детей и ее причина?

12.В каком возрасте у ребенка зрительный анализатор специфически

реагирует (по изменению электроретинограммы,изменению частоты дыхания и

пульса) на различные цвета? Когда ребенок различает все цвета (выбор

игрушек по цвету) и правильно их называет ?

13.Каковы особенности расположения рецепторов вкусового анализатора у

новорожденных детей?

14.Каковы реакции новорожденных на сладкое,горькое,соленое и кислое?

Пороги вкусовых ощущений?

15.На каком месяце развития плод способен реагировать мимическими

движениями на запахи? Каковы функциональные особенности обонятельного

анализатора у новорожденных и детей грудного возраста по сравнению со

взрослыми?

Занятие 2-е

СЛУХОВОЙ,ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ,ТАКТИЛЬНЫЙ,ТЕМПЕРАТУРНЫЙ,ДВИГАТЕЛЬНЫЙ,

ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ,НОЦИЦЕПЦИЯ

1.Что называют анализатором по И.П.Павлову?

2.Какие два вида анализаторов Вы знаете? Каково их значение для

организма?

3.Назовите три отдела анализатора и их структурные элементы.

4.Каково значение рецепторов как периферического отдела анализатора?

5.Посредством какого универсального для всех рецепторов процесса

осуществляется восприятие раздражений в них?

6.Каково значение проводникового и коркового отделов анализатора?

7.Какие функциональные особенности внешних анализаторов обеспечивают

возможность приспособления организма к внешней среде? 8.Какие

характеристики звукового раздражителя кодирует слуховой анализатор?

9.Укажите диапазон частот звуковых колебаний,воспринимаемых слуховым

анализатором, как этот диапазон изменяется с возрастом? К каким звуковым

частотам ухо человека обладает наибольшей чувствительностью, какое это

имеет значение?

10.На чем основана способность человека определять положение источника

звука в пространстве? Объясните механизм.

11.С какой точностью (в градусах) человек способен определять

направление источника звука в пространстве? Опишите опыт,доказывающий,что

решающее значение в этом имеет разница во времени поступления звука в

правое и левое ухо.

12.Назовите мышцы среднего уха и укажите их значение.

13.Каково значение барабанной полости и наличия воздуха в ней? Когда

открывается евстахиева труба, какое это имеет значение?

14.Назовите два пути передачи звука в слуховом анализаторе.Докажи

те наличие того и другого пути.

15.О чем свидетельствует сохранность костной передачи звука при

нарушении воздушной?

16.За счет чего усиливается звуковой сигнал в механической системе

уха,воспринимающей звуковые колебания?

17.Назовите три канала улитки.

18.Перечислите элементы,передающие звуковые колебания от барабанной

перепонки на волосковые клетки кортиева органа.

19.Каково назначение барабанной перепонки,с помощью каких косточек она

выполняет свою главную функцию (перечислите соответственно

последовательность их расположения),соответствует ли частота колебаний

барабанной перепонки частоте звуковых колебаний?

20.Каково назначение овального и круглого окон улитки?

21.Опишите механизм раздражения слуховых рецепторов.

22.Укажите расположение основных нейронов (включая корковые) слухового

анализатора.

23.Что такое микрофонный эффект улитки?

24.Какие факты свидетельствуют о том,что часть кортиева органа у

основания улитки воспринимает высокие тоны,в середине - средние тоны, в

области верхушки улитки - низкие тоны?

25.Каким образом кодируются низкочастотные (до 1000 Гц) звуковые

колебания?

26.При помощи какого механизма кодируются высокочастотные (свыше 1000

Гц) звуковые колебания?

27.Назовите два различных в функциональном отношении отдела

лабиринта.Из каких структурно-функциональных элементов состоит

вестибулярный аппарат?

28.В каких участках вестибулярного аппарата расположены рецепторы,как

называются скопления этих рецепторов?

29.Какую основную информацию посылают вестибулорецепторы в центральную

нервную систему?

30.Что является адекватным раздражителем рецепторов отолитового

аппарата (преддверия) и рецепторов полукружных каналов?

31.Какова функция вестибулярного аппарата?

32.Раздражение каких рецепторов вестибулярного аппарата играет главную

роль в возникновении нистагма глаз и головы,познотонических и

выпрямительных рефлексов?

33.В чем заключаются вегетативные сдвиги,возникающие в организме при

чрезмерном возбуждении вестибулорецепторов?

34.Какие нарушения возникают после одностороннего разрушения

вестибулярного аппарата?

35.Какие нарушения возникают после двустороннего разрушения

вестибулярного аппарата? Через какой промежуток времени они компенсируются?

36.Последствия одностороннего или двустороннего разрушения

вестибулярного аппарата протекают тяжелее? Почему?

37.Что называют осязанием?

38.Что называют пространственным порогом тактильной

чувствительности,чему он равен на коже спины и кончиков пальцев рук?

39.Перечислите области расположения терморецепторов.

40.Почему при погружении руки в горячую воду первоначально может

возникнуть ощущение холода?

41.На какие четыре основных вида делятся тактильные рецепторы?

42.Раздражение каких рецепторов какими раздражителями вызывает чувство

боли? 43.Какие функциональные изменения возникают в организме при ощущении

боли? 44.Что обеспечивает более точную локализацию болевых

ощущений,возникающих при раздражении кожи,по сравнению с таковыми при

раздражении внутренних органов?

45.Укажите разновидности проприорецепторов и их локализацию.

46.Какова функция проприорецепторов?

47.Нарисуйте схему мышечного веретена и обозначьте его структурные

элементы.

48.Как называют эфферентные волокна,иннервирующие мышечные веретена?

Какие элементы мышечного веретена они иннервируют?

49.Какое влияние,каким образом оказывают гамма-мотонейроны на мышечные

веретена?

50.Какая структура мышечного веретена связана с афферентными

волокнами,за счет чего изменяется частота импульсов,идущих по ним?

51.При расслаблении или сокращении скелетной мышцы возбуждаются

мышечные веретена и рецепторы Гольджи?

52.Возбуждение каких рецепторов (Гольджи или мышечных веретен) при

шагательном рефлексе вызывает сокращение или расслабление одной и той же

скелетной мышцы?

53.Как изменится функция конечности животного и тонус ее мышц при

полной ее деафферентации?

54.Какие виды висцерорецепторов (по адекватному раздражителю) Вы

знаете? Каково их физиологическое значение?

55.Перечислите механизмы глаза,обеспечивающие ясное видение в условиях

различной освещенности.

56.Почему не возникает адаптации быстроадаптирующихся фоторецепторов

при фиксации взора на неподвижном предмете?

57.Что такое фиксационный рефлекс?

58.Чем характеризуется острота зрения?Чему равна величина этого

критерия в норме?Как его обозначают в практической медицине?

59.С помощью какой таблицы определяют и по какой формуле рассчитывают

остроту зрения? Дайте соответствующие пояснения.

60.В чем сущность компенсации дефектов оптической системы глаза?

Какие очковые линзы используются в клинической практике при

миопии,гиперметропии и астигматизме?

-------------

1.В каком возрасте у детей начинают функционировать анализаторы?

Структуры какого из анализаторов созревают раньше,каких анализаторов позже?

2.Какие факторы способствуют развитию и функциональному

совершенствованию анализаторов? К какому возрасту это в основном

завершается?

3.Возможно ли восприятие звука в период внутриутробного развития,какие

факты свидетельствуют об этом?

4.Какова реакция новорожденного на сильный звук?

5.В каком возрасте значительно улучшается слух ребенка,когда острота

слуха становится максимальной?

6.В каком возрасте у ребенка тонкость различения звуков достигает нормы

взрослого (3/4 - 1/2 тона),какую максимальную частоту звуковых колебаний

воспринимает подросток 14 - 19 лет (сравните с нормой взрослого человека)?

7.На каком месяце внутриутробного развития у плода появляются

вестибулярные тонические рефлексы? Какие виды рефлексов с рецепторов

вестибулярного аппарата имеются у новорожденного ребенка и в грудном

возрасте?

8.Какую реакцию вызывают тактильные раздражения кожи у новорожденного

ребенка? Когда начинают появляться локальные ответы на раздражение и

движения рук, устраняющие эти раздражители?

9.Достаточно ли хорошо ребенок грудного возраста воспринимает холод и

тепло? К чему он более чувствителен?

10.Как реагирует ребенок грудного возраста на резкое охлаждение

окружающей среды,какое влияние при этом оказывает теплая ванна или грелка?

11.Возникает ли реакция на болевое раздражение у плода? У взрослого или

новорожденного болевая чувствительность ниже? В каком возрасте ребенок

может определить место болевого раздражения на коже и во внутренних

органах?

12.Какова реакция плода в поздние сроки внутриутробного развития на

вкусовые раздражители? В каком возрасте ребенок начинает реагировать на

сладкое,горькое,кислое и соленое?

13.Укажите, к какому сроку внутриутробной жизни достигает достаточной

зрелости обонятельный анализатор? Как плод при этом реагирует на летучие

вещества? Охарактеризуйте остроту обоняния новорожденного по сравнению со

взрослыми.

14.В каком возрасте становится возможным различение обонятельных

раздражителей? Когда ребенок начинает отличать приятные запахи от

неприятных? Как это проявляется?

15.В каком возрасте у ребенка зрительный анализатор специфически

реагирует (по изменению электроретинограммы,изменению частоты дыхания и

пульса) на различные цвета? Когда ребенок различает все цвета (выбор

игрушек по цвету) и правильно их называет ?

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (два занятия)

Занятие 1-е

ПОНЯТИЯ. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. НАУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНД.

1.Дайте современное определение понятию - высшая нервная деятельность

(ВНД). 2.Что такое низшая нервная деятельность?

3.Сформулируйте понятие - психическая деятельность. Каковы соотношения

этого понятия с понятием ВНД?

4.Сформулируйте понятие "сознание".

5.Перечислите формы психической деятельности.

6.Что такое мышление? Каковы соотношения понятий - мышление и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.